Восточный танец, индийский танец, гавайский танец, трайбл, танец живота
 

 FAQFAQ     * Медали     ПоискПоиск    ПользователиПользователи  ВходВход  
   Регистрация Регистрация   Disclaimer  ПОРТАЛ






Список форумов » ~1000 и 1 ночь~ » Восток - дело тонкое


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
Сообщение Добавлено: Вс июн 14, 2009 5:57 Заголовок сообщения: Re: 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вс июн 14, 2009 4:52
Сообщений: 28
Откуда: kerch.net
Пункты репутации: 0

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Aveega писал(а):
а как на счет обрезания у женщин?!
Я была в шоке!Были в деревне у бедуинов,так там нам рассказали,
что маленьким девочкам обрезают клитор!И это является одной из причин нехватки женщин в деревне!Не многие выживают! :(

ну это уже слишком а причина тогда какакя ладно свою я знаю но у женского пола то что стало причиной только пусть не говорят что гигиена


_________________
Неверны те, которые говорят, что Бог есть третий (в трех);
тогда как нет никакого бога кроме единого Бога.
Если они не отстанут от своих слов,
то их, нечестивых, постигнет лютая казнь.
(Священный Коран 5.77)


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Ср июл 01, 2009 11:51 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Совершенство
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Чт янв 10, 2008 12:27
Сообщений: 1702
Откуда: Киев
Медали: 8
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (2) За интересную тему (1)
За модерацию (2) За тему недели (1) За развитие форума (1)
Пункты репутации: 15

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Да, кочующие африканские племена при появлении у девочки месячных мать или старшая женщина племени уводит ее далеко в пустыню и (слабонервным дальше не читать) стеклом вырезают клитор а потом зашиват иголками из акации. Девочку оставляют в пустыне на несколько дней. Если она выживет, то прийтед в племя, если не выживет, то.....

После каждых родов девочку зашивают. Выходцы из таких племен даже в цивилизованом мире в 80х годах делали эту процедуру своим дочерям. Истории известны случаи, когда такое совершали отцы со своими дочерями под сильно включенную музыку, чтоб соседи не слышали крика ребенка.

Вот так страшно. После книжке о таких деяниях я месяц спать не могла :tuk-tuk: :heat:


_________________
___________________________________________
Марьяна Леус, ШВТ "Салемар", г. Киев 097 403 13 37


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Чт июл 02, 2009 9:52 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Постоянство
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вт июн 12, 2007 11:04
Сообщений: 751
Откуда: Kiev
Медали: 4
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (2) За интересную тему (1)
Пункты репутации: 19

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
ну это уже слишком а причина тогда какакя ладно свою я знаю но у женского пола то что стало причиной только пусть не говорят что гигиена


Чтобы лишить женщину оргазма :cry:. Во многих племенах да и вполне цивилизованных странах, но с патриархальными устоями, женщины считаются мене чистыми, вторым сортом, греховным существом. Но женский оргазм, как известно, иногда сильнее и красочней мужского. Ну, как же такое можно допустить! :spiteful: Вот и придумали, как под разными благовидными (иногда даже религиозными) предлогами, отобрать у женщины ее естество. Придумали, что женщинам получать удовольствие от секса - большой грех :boomi: , а то самое место.... провозгласили нечистым, стали его зашивать, уродовать. А женщин вообще использовать, только как инкубатор :evil:
Кстати, все эти религиозные заморочки с тем, что во время месячных нельзя в церковь заходить (вроде как она нечистая в это время), что женщинам только в платках можно - оттуда же - подавление женственности и женской силы. Сейчас вам любой эзотерик скажет, что во время месячных женщина (и ее кровь) обладает особой силой и энерегетикой (многих поэтому называли ведьмами, колдуньями). А все священники и патриархи в большинстве - мужчины.... Платки женщинам на голову - это перекрывает коронную чакру на темени, через которую идет нисходящий поток энергии, знания, информация свыше (и еще женщинам, в отличие от мужчин, легко доступен астральный план). Платок также закрывает волосы. А волосы у женщин - это очень даже мощный проводник энергии (кстати, поэтому женщинам лучше носить длинные волосы).
У всего этого одна цель - подавление естественной женской энергии для господства мужской. В мире нарушился балланс и равновесие сил Инь и Янь. Его нужно восстанавливать. (Есть во Вселенной силы :secret: , которым не нужно равновесие и гаромония, а нужен хаос и война......) Сейчас, Слава Богу :9: , идет очень активное возрождение женской энергии. И, в том числе, благодаря нам - тем, кто танцует и продвигает в массы такой женский танец :oops: :angel: УРААА! Вроде бы маленькое дело делаем, и в то же время способствуем восстановлению в мире гармонии :) .


_________________
ИСТИННАЯ женщина любит танцевать.
А танцевать БОЖЕСТВЕННО научим в
БАЯДЕРЕ
г. Киев
natmorris@ukr.net
098 595 58 93
НАБИРАЕМ ВОСКРЕСНУЮ УТРЕННЮЮ ГРУППУ НОВИЧКОВ! (сейчас)
Изображение


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Чт июл 09, 2009 8:06 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вс июн 14, 2009 4:52
Сообщений: 28
Откуда: kerch.net
Пункты репутации: 0

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Malika писал(а):
Цитата:
ну это уже слишком а причина тогда какакя ладно свою я знаю но у женского пола то что стало причиной только пусть не говорят что гигиена


Чтобы лишить женщину оргазма :cry:.женский оргазм, как известно, иногда сильнее и красочней мужского. Ну, как же такое можно допустить! :spiteful:
Придумали, что женщинам получать удовольствие от секса - большой грех :boomi: , а то самое место.... провозгласили нечистым, стали его зашивать, уродовать. А женщин вообще использовать, только как инкубатор :evil:
Кстати, все эти религиозные заморочки с тем, что во время месячных нельзя в церковь заходить (вроде как она нечистая в это время), что женщинам только в платках можно - оттуда же - подавление женственности и женской силы. Сейчас вам любой эзотерик скажет, что во время месячных женщина (и ее кровь) обладает особой силой и энерегетикой (многих поэтому называли ведьмами, колдуньями). А все священники и патриархи в большинстве - мужчины.... Платки женщинам на голову - это перекрывает коронную чакру на темени, через которую идет нисходящий поток энергии, знания, информация свыше (и еще женщинам, в отличие от мужчин, легко доступен астральный план). Платок также закрывает волосы. А волосы у женщин - это очень даже мощный проводник энергии (кстати, поэтому женщинам лучше носить длинные волосы). .

незнаю не религиозные это заморочки а самые что ни на есть научные и все мы мужики в том числе и патриархи и распученные женские волосы вполне могут отвлечь от молитвы что категгорически запрещено у нас в исламе сразу же молитва считается не засчитанной
(А чакры это новое модное слово которое придумали сми (Михаил Задорнов))
А насчет того что волосы проводник энергии так это и у мужиков так же так так один атом водорода в гармональном дисбалансе многое не изменит енергитическую структуру волос тем более


_________________
Неверны те, которые говорят, что Бог есть третий (в трех);
тогда как нет никакого бога кроме единого Бога.
Если они не отстанут от своих слов,
то их, нечестивых, постигнет лютая казнь.
(Священный Коран 5.77)


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пт июл 10, 2009 12:09 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Постоянство
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вт июн 12, 2007 11:04
Сообщений: 751
Откуда: Kiev
Медали: 4
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (2) За интересную тему (1)
Пункты репутации: 19

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
распученные женские волосы вполне могут отвлечь от молитвы что категгорически запрещено у нас в исламе сразу же молитва считается не засчитанной


Действительно, могут :) . А вы не задумывались, почему???? :wink: ..........
А что значит "незасчитанная молитва"? :o :o :o КЕМ не засчитанная? Богом??? :D Он что галочки ставит в зачетке????? :D И вы УВЕРЕНЫ, что точно знаете, что она незасчитана? :wink:

Насчет чакр и Задорнова.... :D :D Прикольно. Задорнов очень давно занимается йогой, тибетскими практиками и даже открыл свой духовный центр.
Где то вы правы в том, что чакры придумали СМИ... только если под сми вы понимаете древнейшие индийские писания Веды - это что-то вроде Корана или Библии :wink: :). Эти писания, как и йога, существовали задолго до появления христианства и ислама (надеюсь, вы не из тех, кто отрицает другие учения только потому, что они не совпадают с вашим мировоззрением).
У древних, дохристианских, славян была система энергетических центров, почти точь-в-точь совпадающая с системой чакр. У наших предков даже своя йога была. Только назывались эти центры и система упражнений по другом. Но названия сути не меняют. Эти центры существуют независимо от того, верят в них или нет, и как их называют.


_________________
ИСТИННАЯ женщина любит танцевать.
А танцевать БОЖЕСТВЕННО научим в
БАЯДЕРЕ
г. Киев
natmorris@ukr.net
098 595 58 93
НАБИРАЕМ ВОСКРЕСНУЮ УТРЕННЮЮ ГРУППУ НОВИЧКОВ! (сейчас)
Изображение


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Вт авг 18, 2009 7:31 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вс июн 14, 2009 4:52
Сообщений: 28
Откуда: kerch.net
Пункты репутации: 0

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Malika писал(а):
Цитата:
распученные женские волосы вполне могут отвлечь от молитвы что категгорически запрещено у нас в исламе сразу же молитва считается не засчитанной


Действительно, могут :) . А вы не задумывались, почему???? :wink: ..........
А что значит "незасчитанная молитва"? :o :o :o КЕМ не засчитанная? Богом??? :D Он что галочки ставит в зачетке????? :D И вы УВЕРЕНЫ, что точно знаете, что она незасчитана? :wink:

древнейшие индийские писания Веды - это что-то вроде Корана или Библии :wink: :). Эти писания, как и йога, существовали задолго до появления христианства и ислама .

я мужык естественно из меня тестестерон просто прет конечно же я знаю почему я даже это чусствую :mega_lol: :mega_lol:
"" FF теперь о серьезном бог всезнающи и галочки ему ни к чему он знает сколько молитв совершено было (твой мозг и твое тело в нухный час по воле бога будет свидетельствовать против тебя) в этом я уверен на 1000% и такое действие как молитва для верующего человека дело очень серьезное так а теперь книги древних ведов в основном философская литература того времени содержашая множество притч информации к размышлению без каких либо пророческих доказательств книги ведов это мудрость хоть я и готов склонить колени перед ними но для меня главное доказательства с научной точки зрения
насколько знаю наука существования чакр не доказала ИМХО
Я могу ошибаться если так ссылочку пожалуйста!!! :roll: :roll: :roll: насчет к`орана могу вам привести тысячу примеров его достоверности открытых и доказанных человечеством задолго после его ниспослания чего на тот момент знать просто физически люди не могли


_________________
Неверны те, которые говорят, что Бог есть третий (в трех);
тогда как нет никакого бога кроме единого Бога.
Если они не отстанут от своих слов,
то их, нечестивых, постигнет лютая казнь.
(Священный Коран 5.77)


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Ср авг 19, 2009 9:33 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Постоянство
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вт июн 12, 2007 11:04
Сообщений: 751
Откуда: Kiev
Медали: 4
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (2) За интересную тему (1)
Пункты репутации: 19

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
"но для меня главное доказательства с научной точки зрения
насколько знаю наука существования чакр не доказала ИМХО"

Этот аргумент показался мне странным, как для верующего человека. Скажите, вы ищите научных доказательств того, что написано в Коране или просто верите тому, что там написано????????????????????????????????????????????????????????????????????
Некоторые вещи существуют, независимо от того, верим мы в них или нет ;)

Мне очень интересно с вами беседовать, но мне кажется, что мы уже офтопим :). Тема то про обрезание.......


_________________
ИСТИННАЯ женщина любит танцевать.
А танцевать БОЖЕСТВЕННО научим в
БАЯДЕРЕ
г. Киев
natmorris@ukr.net
098 595 58 93
НАБИРАЕМ ВОСКРЕСНУЮ УТРЕННЮЮ ГРУППУ НОВИЧКОВ! (сейчас)
Изображение


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн ноя 02, 2009 12:35 Заголовок сообщения: Re: 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вс ноя 01, 2009 2:45
Сообщений: 1
Откуда: Люботин
Пункты репутации: 0

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
ОБРЕЗАНИЕ - ЗНАК ПОКОРНОСТИ АЛЛАХУ
Усечение крайней плоти, или обрезание, - обычай очень древний и присущий не только исламу. Мусульмане совершают над мальчиками этот обряд в знак того, что родители, сами полностью покорившись Аллаху, предают Его воле и свое дитя.



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн ноя 30, 2009 1:01 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Вс июн 14, 2009 4:52
Сообщений: 28
Откуда: kerch.net
Пункты репутации: 0

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Согласен а стоит ли это делать в сознательном возрасте принимая Ислам ??

Я для себя ответ знаю а как по вашему ??


_________________
Неверны те, которые говорят, что Бог есть третий (в трех);
тогда как нет никакого бога кроме единого Бога.
Если они не отстанут от своих слов,
то их, нечестивых, постигнет лютая казнь.
(Священный Коран 5.77)


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Чт апр 22, 2010 7:29 Заголовок сообщения: Re: Re: 
Не в сети
Таинственность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 19, 2010 5:29
Сообщений: 164
Пункты репутации: 2

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Клеопатра-27 писал(а):
ОБРЕЗАНИЕ - ЗНАК ПОКОРНОСТИ АЛЛАХУ
Усечение крайней плоти, или обрезание, - обычай очень древний и присущий не только исламу. Мусульмане совершают над мальчиками этот обряд в знак того, что родители, сами полностью покорившись Аллаху, предают Его воле и свое дитя.


Я бы добавила к этому то, что это не просто обряд.
Обрезание крайней плоти удаляет от мужчины очень многие проблемы. Такие как венерические заболевания и прочие.
Под крайней плотью мужчин скапливается очень много бактерий и они способны развивать различные болезни и тем самы переносить жене.
Обрезая крайнюю плоть мальчика 9именно в детском возрасте это проходит более безболезненно) родители создают ему некий барьер для подобных болезней.
Что касается женского обрезания, то оно запрещено исламом - ибо это варварский обычай.
Все что приносит вред здоровью человека - противоречит исламу.
Женское же обрезание негативно влияет на интимную жизнь женщины, на ее ощущения во время полового акта, а так же при тотальном обрезании роды проводятся только путем кесаревого сечения.
И велика вероятность смертельного исхода.
Это не может иметь место в исламе - следовательно запрещено.


_________________
Счастье быть мусульманкой!


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 11:08 Заголовок сообщения: Re: Re: 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 26, 2010 12:37
Сообщений: 39
Откуда: Марокко
Пункты репутации: 3

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Malika писал(а):
как уже писалось ранее, на всякий случай в некоторых странах зашивают все. 8)

Ну не совсем и так "на всякий случай"...Если есть подозрение у семьи, что девушка может совершить половой акт до брака (например ее видели на улице с парнем или что-то другое)... Но опять же - это не во всях мусульманских странах, а то почитают все это и решат, что норма для мусульман и женское обрезание и зашивание...
Jojo писал(а):
Клеопатра-27 писал(а):
Женское же обрезание негативно влияет на интимную жизнь женщины, на ее ощущения во время полового акта, а так же при тотальном обрезании роды проводятся только путем кесаревого сечения.

И где вы видели хотя бы 100-200 лет назад (уже не говорю про 1000 лет) у кочевых племен кесарево? :wall:


_________________
Изображение


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 11:22 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 

Позволю себе вставить литературную справку по вопросу обсуждения (из Википедии)

Первое достоверное кесарево сечение на живой женщине было произведено в 1610 году хирургом Траутманном (I. Trautmann) из Виттенберга. Ребенок был извлечен живым, а мать умерла через 4 недели (причина смерти не связана с операцией). В России первое кесарево сечение было сделано в 1756 году И. Эразмусом. Одним из первых в России кесарево сечение стал практиковать хирург Э. Х. Икавитц.

Происхождение названия

Существуют три теории.
Плиний-старший утверждает, что таким образом был рождён кто-то из предков Цезаря (маловероятно, что это был именно Юлий — тогда операция применялась только в том случае, если мать умирает).
По одному из римских императорских законов (лат. Lex Caesarea — царский закон), ребёнка умирающей матери полагалось спасать кесаревым сечением.
от лат. caedere — резать.

Какая теория бы ни была верной, но во многих языках в названии этой операции есть связь с царём или Цезарем (англ. Caesarean section, нем. Kaiserschnitt).

Изображение
Кесарево сечение в Кахару,Уганда, изображение 1879г



Вернуться к началу
 
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 11:44 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Таинственность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 19, 2010 5:29
Сообщений: 164
Пункты репутации: 2

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
я говорю о том, что если сделать тотальное обрезание у женщины - это срезается вся поверхность полового органа женщины и остается открытым вход во влагалище, то это никоем образом не может положительно влияет на ее здоровье.
1) потому что любая инфекция без преград попадает внутрь
2) вследствии этого женщина теряет чувствительность при половом акте а иногда и хуже того только болевые ощущения.
3) если она забеременила то роды заканчиваются либо летальным исходом, либо только кесаревым сечением.

по поводу того, какое кесарево могло быть 200-300 лет назад или даже 1000.
Я вижу ,что вы очень знающий человек (судя по коментариям), вижу что читаете много и многими вещами интересуетесь. Я думаю что вы читали о том насколько развита была медицина на востоке, ведь именно от туда медицина и пришла.
Еще при правлении Умара ибн хатаба (ра) это халифат после пророка (сав) проводились операции даже на глазах... и существовали уже в то время инструменты для подобных операций.
та кчем же тогда может удивить кесарево сечение?
Просто на самом деле к исламу это никакого отношения не имеет - женское обрезание.
Женское обрезание идет еще от фараона, где проводились подобные хирургические вмешательства.

* «Фараоново обрезание» (инфибуляция) — в дополнение к частям клитора удаляются и половые губы, остающаяся плоть сшивается, образуя отверстие для мочеиспускания. Впоследствии влагалищная область во время родов рассекается для выхода ребёнка, а после рождения сшивается вновь. Операция производится при каждом родоразрешении. Вследствие чего женщины иногда умирают от осложнений, кровоизлияний, болевого шока (так как анестезирующие средства не применяются), столбняка, заражения крови, хронических инфекций мочевых путей и, зачастую, становятся бесплодными. Обрезание женщин обычно приводит к аноргазмии, однако часть женщин сохраняют способность к оргазму за счёт возможности стимуляции внутренней части клитора. Целью операции женского обрезания является лишение женщин способности к оргазму или снижение этой способности. Это не относится к операции удаления крайней плоти клитора, при которой способность женщины к достижению оргазма может даже повышаться. Женское обрезание рассматривается многими авторами как варварский обычай, направленный на дискриминацию женщин.

Такое обрезание категорически запрещено исламом и идет вразрез с его нормами, т.к. наносит колоссальный вред физическому здоровью и психике женщины.

Во времена фараона такое обрезание совершали женщинам рода израилева. т.к. мы знаем из истории что они были гонимы в то время. Но хвала Аллаху с приходом пророка Моисея(мир ему) ситуация изменилась.
Потому что даже во времена пророка Моисея (мир ему) фараон приказывал уничтожать детей израильтян мужского пола сразу после рождения. Мать Моисея спасла его бросив его в корзине в Нил по приказу Господа. И эта корзина приплыла к дворцу Фараона и его нашла его жена Ассия (мир ей) и так как она была бесплодна она упросила фараона принять этого мальчика и взять его себе на воспитание.


_________________
Счастье быть мусульманкой!


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 11:47 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 26, 2010 12:37
Сообщений: 39
Откуда: Марокко
Пункты репутации: 3

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Zira, я не говорила про кесарево в общем, я говорила про кочевые племена (немного разные вещи). Дальше, ты сама написала, что делали эту процедуру уже умирающей женщине (иначе к чему подробная информация про цезаря?)...Вывод: если клитор вырезали всем девочкам, значит они все (выростая) умирали при родах раз их кесарили?
Jojo, я не спорю по поводу развитой арабской медецины, потому что это всем известный факт, но такая медицина была просто не доступна кочевникам. Мы же про них говорим (во всяком случае я взяла это из поста и отвечала не него).


_________________
Изображение


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 11:54 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Таинственность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 19, 2010 5:29
Сообщений: 164
Пункты репутации: 2

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Камилия, мне нравиться с вами общаться :) :wink:

да, в кочевых племенах с этим дело туговато будет.
кстате сейчас подобная традиция существует тоже... (брррррррррр жуткая вещь)
не знаю точно где, но вот в википедие написано такие страны: на западном побережье от Камеруна до Мавритании, в Центральноафриканской Республике, Чаде, Кении, Северном Египте и Танзании.
но это еще не факт, что это так. инфа из интернета не всегда верна, но как видим она далеко от царства фараона не ушла...


_________________
Счастье быть мусульманкой!


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 11:58 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Случайность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 26, 2010 12:37
Сообщений: 39
Откуда: Марокко
Пункты репутации: 3

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Да и сейчас есть такая практика: женское обрезание. У меня подруга была (еще на Украине) мулатка, которая поддерживала отношения с отцом и часто ездила в Эфиопию к нему. Так вот она и рассказывала мне, что там ее подруги-эфиопки очень удивлялись, что ей не вырезали клитор, т.е. не совершили женское обрезание. Так что это довольно распростроненное явление в некоторых странах до сих пор.


_________________
Изображение


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн апр 26, 2010 12:06 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
Таинственность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пн апр 19, 2010 5:29
Сообщений: 164
Пункты репутации: 2

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Камилия писал(а):
Да и сейчас есть такая практика: женское обрезание. У меня подруга была (еще на Украине) мулатка, которая поддерживала отношения с отцом и часто ездила в Эфиопию к нему. Так вот она и рассказывала мне, что там ее подруги-эфиопки очень удивлялись, что ей не вырезали клитор, т.е. не совершили женское обрезание. Так что это довольно распростроненное явление в некоторых странах до сих пор.


страшновато.....
брррр....


_________________
Счастье быть мусульманкой!


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн фев 27, 2012 12:39 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
МОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пт авг 24, 2007 6:11
Сообщений: 1098
Откуда: Кавкэб аш-Шарк
Медали: 5
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (1) За интересную тему (1)
За модерацию (1) За грамотные и полезные сообщения (1)
Пункты репутации: 77

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Отрывок из книги "Сабах - утренняя заря" (1986).
Автор, Клаус-Дитер Шруль - врач из ГДР, на основании своих дневников не только рассказывает о трудовых буднях, заполненных самоотверженной борьбой с тропическими заболеваниями, но и органически связывает свой рассказ с повествованием об историческом прошлом Южного Йемена, с живым описанием картин быта, нравов и обычаев его народа.
НЕОБЫЧНЫЕ ВСТРЕЧИ
Обрезание женщин

Ко мне на прием в сопровождении своей будущей свекрови пришла красивая, стройная африканка родом из Сомали. По-арабски она не говорила, и рассказ ее спутницы перевела мне Сабах.

Ее будущий муж работает в рыбачьей артели небольшой деревушки под Аденом. Рыбакам часто приходится бывать у берегов Сомали, и там он познакомился со своей невестой. Отцы молодых людей договорились между собой, власти обеих стран дали согласие на брак, и теперь можно заключать брачный контракт. Но молодой женщине, когда она была подростком, в ее родной деревне сделали обрезание - частичное иссечение крайней плоти. После обрезания наружные гениталии зашили, оставив лишь крошечное отверстие для оттока крови во время менструаций.

И вот теперь меня просят сделать операцию, чтобы после свадьбы женщина могла жить с мужем нормальной половой жизнью. Я несколько обескуражен. Мне приходилось слышать, что такой обычай существует, но подобного рода практики у меня еще не было. Здесь такие операции выполняют знахарки, "мудрые женщины", однако семья жениха решила, что невестке это будет делать врач. Пока Сабах готовила пациентку к операции, раскладывала инструменты, у меня оставалось немного времени для размышлений.

Обычай обрезания женщин встречается в мире гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Он соблюдается мусульманским населением в Пакистане, Малайзии, Саудовской Аравии и особенно в Сомали, Эфиопии и Судане, (Данный обычай также широко распространен в Египте. В Саудовской Аравии, по имеющимся данным, этого обычая не существует.) распространен также у племен банту в Кении, Сьерра-Леоне, среди племен Мексики и Перу, у некоторых племен Австралии. Одна из главных причин возникновения этого обычая - это стремление сохранить девственность женщины до вступления в брак. Там, где существует этот обычай, девушке, которой не было сделано обрезание, трудно найти мужа.

Ислам рекомендует делать женщинам обрезание, но не возводит это в обязанность.

(Обычай, о котором идет речь, доисламского происхождения, он восходит к древним обрядам инициации, но ислам его не воспринял, и большинство мусульманских народов обрезания женщин не практикуют.)

Исламоведы до сих пор не выяснили вопрос, делается ли обрезание женщин по "обязанности, согласно традиции или по желанию". Существует предположение, что пророку Мухаммеду были известны древние обычаи и поэтому он включил их в свое учение лишь как рекомендации.

Существуют четыре вида обрезания в зависимости от того, какая часть наружных гениталий удаляется. При обрезании в самом узком значении слова, иначе именуемом исламским или суннитским, удаляются лишь крайняя плоть (preputium) и уздечка клитора (frenulum clitoridis). По второму типу иссекаются (preputium) крайняя плоть и головка клитора (glans clitoridis) и, как правило, полностью малые срамные губы. При фараоновом обрезании удаляют клитор, малые и частично большие срамные губы. Обрезание и зашивание влагалища делаются женщинами, снискавшими себе добрую репутацию в выполнении такого рода операций. В Западной и Южной Тихаме, в Сомали и Эфиопии такие женщины приходят в дом девочки и спрашивают у родителей, какую операцию нужно проделать. Обрезание может вызвать кровотечение, инфекционное воспаление, задержку мочи и нарушение менструального цикла. Однако следует отдать справедливость их умению, ибо на практике осложнения относительно редки. Кровотечения они останавливают солью, соками растений и древесными смолами.

Арабское население Южной Аравии отвергает все рейды обрезания, так как это вредно отражается на здоровье женщины и на ее будущей интимной жизни. Однако в прибрежных районах НДРЙ много выходцев из Сомали и Эфиопии, до сих пор сохраняющих свои обычаи. Но и они все чаще ограничиваются простейшей формой обрезания. Врачи поддерживают эту тенденцию, ибо укоренившиеся обычаи устранить сразу непросто.

Для проведения операции все подготовлено. Пациентка подверглась в детстве обрезанию по суннитскому типу - с зашиванием наружных гениталий. Устранение сращений заняло много времени и вызвало кровотечение. Закончив операцию, я собрался было уходить, но Сабах попросила меня задержаться, глядя на меня с молчаливым, упреком. "По-видимому, я сделал что-то не так",-подумал я. Но Сабах вносит ясность:

- Пациентке нужна справка о том, что она подверглась операции и что у нее все было в порядке.

Справка представляется семье жениха. Бывает так, что брачный контракт нарушается в последний момент. Сабах пишет по-арабски под мою диктовку заключение, после чего обе женщины, благодарно улыбаясь, прощаются. Мне даже показалось, что у арабки появилось особое чувство симпатии к будущей невестке.
http://geography.su/books/item/f00/s00/ ... t019.shtml



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн фев 27, 2012 3:57 Заголовок сообщения: Re: Обрезание! 
Не в сети
МОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пт авг 24, 2007 6:11
Сообщений: 1098
Откуда: Кавкэб аш-Шарк
Медали: 5
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (1) За интересную тему (1)
За модерацию (1) За грамотные и полезные сообщения (1)
Пункты репутации: 77

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Обычаи, подобные этому, исследуются и изучаются. Вот, какое чудо я откопала на просторах сети - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук!
http://www.narodko.ru/article/avtoref/i ... obqect.htm
Гринько Иван Александрович
ИСКУССТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕЛА В СИСТЕМЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ СИМВОЛОВ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ
Исторические науки. Этнография, этнология и антропология.
Москва - 2006

Работа выполнена на кафедре этнологии исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: доктор исторических наук профессор Никишенков Алексей Алексеевич.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук профессор Львова Элеонора Сергеевна, и доктор исторических наук профессор Леонова Наталья Борисовна.

Ведущая организация: Институт Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки им. А.М. Горького МГУ им. М.В. Ломоносова, Первый корпус гуманитарных факультетов.

Актуальность темы. В последние десятилетия тематика тела и телесности в истории и культуре вызывала и продолжает вызвать большой интерес. За это время вышла масса научных и научно-популярных работ, посвященных невербальной коммуникации и роли тела в культурной традиции. К сожалению, в большинстве этих работ практически не был затронут такой важный элемент в невербальной коммуникации как искусственные изменения тела, хотя в традиционных обществах именно они несут значительную часть информации о статусе индивида в социуме. В данной работе сделана попытка проанализировать искусственные изменения тела (соматические модификации) как самостоятельный этнографический феномен и определить их место и роль в системе социо-культурных символов.

Также необходимо отметить, что остро стоит необходимость в четком обобщающем термине для обозначения явления искусственных изменений тела. Даже общее обозрение и первичная классификация данного феномена помогут снять многие вопросы. Не менее важна и практическая ценность исследования. Соматические модификации – явление универсальное, в той или иной форме они встречаются практически во всех культурах. Таким образом, изучение соматических модификаций в традиционных обществах поможет понять и их место в современных социумах. На сегодняшний день проблемы, связанные с соматическими модификациями, в некоторых странах уже обсуждаются на правительственном уровне, что показывает их значимость для современного общества. К этому подталкивают и многочисленные юридические и политические конфликтные ситуации, так или иначе связанные с соматическими модификациями. Для их адекватного решения требуется квалифицированная экспертная оценка, невозможная при отсутствии прочной теоретической базы, которую только предстоит создать.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является определение места соматических модификаций в социо-культурном пространстве. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что до сих пор в глазах большинства европейцев соматические модификации, а равно и их носители, имеют маргинальный статус, что, по меньшей мере, несправедливо. Даже некоторые этнографы считали соматические модификации признаком низкой культуры и общей отсталости их носителей, так, известный немецкий этнограф Г. Шурц писал, что «только совершенно отсталые группы человечества любят изменять свое тело и уродовать его»1.
Подобное неадекватное восприятие определенного элемента культуры может вызвать (и зачастую вызывает) целый ряд проблем, связанных с взаимопониманием и приятием других культур. Тщательное изучение соматических модификаций, несомненно, позволит воспринимать их не просто как членовредительство, а как важный самостоятельный элемент социальных и культурных систем.

Первая и важнейшая задача исследования – дать системное описание феномена. В данном случае для решения задачи необходим сбор и классификация фактического материала по соматическим модификациям, с целью установления их смыслового единства.

Следующей и не менее важной задачей следует назвать формулировку и введение в научный оборот самого термина «соматические модификации», который используется для обозначения предмета исследования. Поскольку именно формулировка единого термина для данного явления будет первым и самым важным шагом в его изучении.

Введение единого и четкого термина способствует признанию соматических модификаций как самоценной онтологической единицы, что также является одной из целей работы.

1
Шурц Г. История первобытной культуры. Спб.1910. С.386.

Третья задача представляется наиболее сложной, поскольку интерпретация подобного рода сложных и многоуровневых явлений всегда связана с большими трудностями. Не претендуя на полное и окончательное решение вопросов, связанных с семантикой и функциями соматических модификаций в культуре и обществе, была предпринята попытка хотя бы первичного анализа данных вопросов. Это необходимо для того, чтобы наметить дальнейшие шаги в изучении этого чрезвычайно интересного и проблемного явления.

Источники. Проблематика соматических модификаций весьма разносторонняя и требует комплексного изучения. В связи с этим для работы необходимы различные виды источников, среди которых невозможно выделить одну доминирующую группу. Тем не менее, они довольно четко разделяются на несколько однородных блоков. Первую группу составляют исследования и наблюдения непрофессиональных этнографов: мемуары собственно носителей культурной традиции (Д.Рафси), работы этнографов-миссионеров (К. Брайант, У.Чеслинг), дневники путешественников (Д.Ливингстон, Д.Стэнли, В.Кэмерон).

Во вторую не менее важную группу источников входят материалы полевых этнографических исследований (А.Геннеп, В.Тэрнер, М.Мид, Б.Малиновский).

Третий крупный блок источников – это фольклорные источники: сказки и мифы, в которых в прямой или иносказательной форме упоминается о соматических модификациях. Они необходимы для анализа семантики самих соматических модификаций и сопровождающих ритуалов.

К четвертой группе источников можно отнести археологические и палеоантропологические материалы. Источники этой группы необходимы для рассмотрения вопросов, связанных с возникновением, распространением и трансформацией соматических модификаций.

Также в отдельный блок источников можно выделить Интернет-ресурсы, использованные при работе над диссертацией.

Историография. Прежде всего, необходимо заметить, что вопросы, поставленные в работе, не подвергались специальному изучению в этнографической литературе.

Несмотря на то, что многие авторы упоминали об искусственных изменениях тела, практически никто не рассматривал их как отдельное самостоятельное явление и не делал основным объектом исследования. Тем не менее, некоторые этнографы пытались так или иначе описать и проанализировать этот феномен.
Следует выделить две основные группы исследований. К первой относятся работы, посвященные отдельным соматическим модификациям. Ко второй – исследования, в которых предпринимались попытки проанализировать искусственные изменения тела в рамках определенного культурного комплекса.

Естественно, что вторая группа исследований представляет особый интерес, однако она крайне немногочисленна. При этом специальных исследований, посвященных данной проблематике, нет, и приходится оперировать лишь отдельными фрагментами из работ.

Одним из первых, кто обратил внимание на соматические модификации, был Эдвард Тайлор. В своей работе «Первобытная культура» он первым дал определение этому явлению и попытался его классифицировать. К сожалению, тот материал, который был в его распоряжении, не позволял объективно подойти к решению проблемы, собственно он и не ставил перед собой такой задачи. По его мнению, подобные операции относились к «категории церемониальных уродований». При этом основным мотивом их проведения Э.Тайлор считал частичное жертвоприношение2.

2
Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М.1989. С.480.

В отличие от Э. Тайлора, который семантически сблизил соматические модификации с обрядами жертвоприношения, Фридрих Ратцель3 рассматривал их как одно из средств невербальной коммуникации, логически связывая их с прическами и украшениями. Однако интуитивно Ф. Ратцель осознавал одну очень важную особенность соматических модификаций – их полифункциональный характер: «в подобных вещах (отсечение сустава, обрезание, скарификации) украшение, отличие и исполнение религиозных или общественных постановлений не могут быть строго разграничены одно от другого»4. Это был существенный шаг в понимании широты и многообразия соматических модификаций как этнографического феномена.

Затронул проблематику соматических модификаций и Арнольд Ван Геннеп в своей классической работе «Обряды перехода». Естественно, что, тщательно анализируя ритуалы, связанные с инициациями, он не мог не столкнуться с разнообразными соматическими модификациями и, надо отметить, что он подошел к их анализу очень строго. Фактически, он был первый, кто попытался обобщить и классифицировать обширный материал по соматическим модификациям. Именно А. Ван Геннеп обратил внимание на тот факт, что соматические модификации нельзя рассматривать и изучать изолированно друг от друга, то есть, выделил их как самостоятельное культурное явление.

Помимо этого он четко обозначил соматические модификации как «прием коллективной атрибуции»5, тем самым, указав на социальный характер данного феномена.

Значительный вклад в исследование соматических модификаций внес известный немецкий этнограф Генрих Шурц6. В той или иной степени ему удалось осветить большинство аспектов и функций соматических модификаций, однако главным недостатком его исследований по данной тематике является отсутствие единого термина для изучаемого явления. Г. Шурц иногда обозначал искусственные изменения тела как «уродливости, которые исчезают вместе с цивилизацией». В контексте возрастных инициаций Г. Шурц упоминает об «утонченных истязаниях», под которыми подразумевает обрезание, скарификации, выбивание зубов. Целью подобных «истязаний» он считал доказательство мужественности. Одновременно с этим Г. Шурц обозначает прободения, скарификации и татуировки как «телесные знаки», обозначающие принадлежность к определенному племени. Также противоречиво немецкий этнограф пытается объяснить истоки данного явления. Вначале он трактует соматические модификации как «прихоть моды», далее пытается обосновать их существование
«некоторым стадным влечением», присущим только отсталым народам или некоторым низшим слоям современного общества. Вместе с тем он не отрицает и общечеловеческие мотивы подобных операций, объясняя их «желанием выложить свою душу».
3
Ратцель Ф. Народоведение. Спб.1902.
4
Там же. С.101.
5
Геннеп Ван А. Обряды перехода. М.1999.
6
Шурц Г. История первобытной культуры. Спб.1910.

Известный британский культурный антрополог Эдмунд Лич в своей работе «Культура и коммуникация»7 посвятил отдельную главу «телесным повреждениям». Он продолжил традицию рассмотрения соматических модификаций в контексте обрядов перехода и дал две основные трактовки. Первая – соматические модификации являются средством очищения, так как большинство из них направлены на удаление пограничных зон тела (крайней плоти, клитора, зубов и т.д.). Второй вариант – соматические модификации являются маркером изменения социального статуса своего носителя. По большому счету Э. Лич в данном случае повторил гипотезы Э. Тайлора и Ф. Ратцеля. В более развернутой форме он фактически снова вернулся к темам частичного жертвоприношения и невербальной (знаковой) коммуникации. Однако он привнес и новые элементы, рассмотрев соматические модификации в системе бинарных оппозиций.

7
Лич Э. Культура и коммуникация. М.2001. насильственно очистив себя и определив границы своего тела, человек обретает свою сущность и место в мире.

Удаление определенных областей тела ведет к его очищению, точнее, по мысли Э. Лича, к выделению четких границ в оппозиции «человек – окружающий мир». Только так, Некоторые исследователи, например, Д. Гилмор8, рассматривают соматические модификации в рамках гендерной психологии под другим углом. В их трактовке физическая боль от проведения соматических модификаций должна способствовать выработке необходимых мужских качеств и становлению мужского характера.

Очень подробно проанализировал соматические модификации в австралийской культурной традиции А. Элькин9. Он высказал оригинальную гипотезу о происхождении подобного рода обычаев искусственного изменения тела, увязав их с некоторыми моментами погребального цикла. В частности, А.Элькин провел параллели между шрамированием и традицией экскориации (посмертного удаления кожных покровов).

Стоит отметить и исследование Жака Марсиро10, несмотря на его явный научнопопулярный характер. Главная заслуга Ж. Марсиро заключается в том, что он первым попытался создать определенную систему при анализе соматических модификаций. И хотя многие элементы в ней упущены, из-за недостатка фактического материала, но его исследование представляет собой заметный факт в изучении данного явления.

Немаловажно и то, что автор изначально рассматривал ритуальные членовредительства в контексте сексуальной культуры, что также не могло не сказаться на выборе материалов и сделанных выводах.

Помимо этнографов, внимание на соматические модификации обращали и представители других гуманитарных наук.
Примером может служить оригинальная интерпретация данного явления французским философом Жаном Бодрийяром. По его мнению, причина появления самого феномена искусственных изменений тела в том, что «в человеке никогда не прельщает природная красота - только ритуальная… ритуальная красота эзотерична и связана с посвящением в таинство, тогда как природная всего только экспрессивна... соблазн - в тайне, которую устанавливают облегченные знаки искусственности». Именно ради идеи ритуального соблазнения, считает Бодрийар, человек готов изменять свое тело: «Обратить в ритуал, церемонию, вырядиться, одеть маску, изувечить, разрисовать или истязать свое тело - чтобы соблазнить: соблазнить богов, соблазнить духов, соблазнить мертвых. Тело есть первая мощная опора этой грандиозной затеи соблазна».

8
Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности. М.2005.
9
Элькин А. Коренное население Австралии. М.1952.
10
Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. М.1998.

К большому сожалению, в отечественной этнографии соматическим модификациям уделялось очень мало внимания. Единственным исключением, являлась проблематика деформаций и трепанаций черепа, однако ее разработкой занимались преимущественно палеоантропологии, а не этнографы. В целом же соматические модификации оставались за границами научных интересов отечественной этнографии.

Если они и рассматривались, то исключительно в контексте обрядов инициаций, и никогда как отдельное этнографическое явление. Большинство авторов, затрагивавших в своих работах тематику соматических модификаций, представляло их как инструмент психофизиологического воздействия на подростков с педагогическими целями (Л.А.Абрамян, О.Ю.Артемова).

В общих чертах эту же концепцию поддерживает в своей диссертации М.В.Тендрякова11, при этом она достаточно полно осветила проблематику соматических модификаций в возрастных инициациях, опираясь в основном на австралийский этнографический материал.

М.Л. Бутовская, исследуя невербальную коммуникацию, рассматривает соматические модификации как «компонент эстетических стереотипов». В целом искусственные изменения тела очень редко рассматриваются в контексте невербального общения, при том, что тематике языка тела посвящено множество научных и научнопопулярных работ (Г.Е. Крейдлин, Г.Уэнрайт). Тем важнее, что в своей работе М.Л.Бутовская отметила тот факт, что «особым образом оформленная телесность служит для различения своих и чужих соплеменников»12.

Тема соматических модификаций затрагивается и в связи с гендерными исследованиями, здесь они рассматриваются как «социокультурная манипуляция, которая приводит не только к физическому определению пола, но и к социальному»13 (С.Н.Яременко).

11
Тендрякова М.В. Первобытные возрастные инициации и их психологический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.1992.

Отдельно необходимо упомянуть исследования, посвященные анализу посмертных соматических модификаций. Даже при поверхностном сопоставлении становится очевидно, что прижизненные и посмертные искусственные изменения тела образуют семантическое единство14 (Ю.А. Смирнов).
Уделила внимание соматическим модификациям в своих фундаментальных работах по искусственным трепанациям черепа и известный палеоантрополог М.Б.Медникова. Она соотнесла «мотив манипуляций с телом живого или мертвого человека» с « идей принесения блага обществу, с попытками обеспечить плодородие, устойчивость мироздания и с идеей вечного возвращения»15. Здесь в несколько размытой форме мы вновь встречаемся с тезисом Э. Тайлора о связи соматических модификаций с жертвоприношениями.

В последнее время вышло в свет множество публикаций посвященных проблематике татуировок, скарификаций и пирсинга. Однако, в основной своей массе, они имеют научно-популярный характер и посвящены обзору данного явления в молодежных или иных маргинальных суб-культурах, поэтому не представляют значительного интереса для изучения данной проблематики. Иногда ситуация с изучением соматических модификаций приобретает практически курьезный оттенок. Однако встречаются исключения: крайне интересный философский анализ искусственных изменений тела в своей книге провел российский писатель Михаил Веллер. Несмотря на общий характер своего исследования, он довольно точно раскрыл эстетические и ритуальные составляющие соматических модификаций. При этом он затрагивает и психологический аспект искусственных изменений тела: «Смысл в том, что человек еще раз являет свою человеческую сущность: совершать избыточные действия, которые он сам придумал, и через это ощущать свою значительность, свою над-природную сущность»16.

12
Бутовская М.Л. Язык тела. М.2004. С.376.
13
Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону.1997.С.48.
14
Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. М.1997.
15
М.Б. Медникова Трепанации в древнем мире и культ головы. М.2004. С.32.

16
М.Веллер. Любовь зла. СПБ.2006. С.148.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что как в зарубежной, так и в отечественной этнографической литературе соматические модификации ранее не подвергались подробному изучению. Их исследование в основном носило побочный характер и практически никогда не проводилось комплексно. Это и послужило одним из поводов для написания данной работы, так как это сложное и интересное явление, несомненно, требует тщательного изучения и осмысления.

Научная новизна работы. Впервые в отечественной этнологии была осуществлена попытка проанализировать искусственные изменения человеческого тела как самостоятельный этнографический феномен. Для этого был введен и обоснован новый единый термин для обозначения искусственных изменений тела.

В работе впервые было дано системное описание самого феномена соматических модификаций, которое подтвердило их семантическое единство. Помимо этого на основе анализа описанных в работе соматических модификаций была проведена их классификация по нескольким основным признакам.

Также в ходе исследования были выделены и проанализированы следующие основные функции соматических модификаций:

• маркирующая – обозначение возраста, гендера, социальной или этнической принадлежности носителя
• ритуально-социализирующая
• эстетическая
• апотрическая – функция оберега

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры этнологии Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные тезисы работы были опубликованы в виде статей в научных сборниках МГУ им. М.В. Ломоносова, Института Этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая (общий объем публикаций более 1 п.л), обсуждались на многочисленных конференциях, организованных МГУ им. М.В. Ломоносова, СпбГУ, ИЭА РАН. Также автор апробировал результаты исследования во время семинарских занятий на кафедре Этнологии Исторического факультета МГУ. Некоторые тезисы диссертационной работы были использованы в научно-популярных телевизионных передачах с участием автора на государственных каналах ТВЦ и НТВ.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, в которую входит шесть глав, заключения, списка литературы и приложения с иллюстрациями.

Во введении ставятся основные цели и задачи исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, проводится анализ и обоснование используемого термина «соматические модификации».

Проблемы терминологии являются одними из наиболее важных для любой науки и этнография, в данном случае, не является исключением. Известно, что многие научные противоречия возникали именно на почве терминологических ошибок и несовпадений, по этой причине, прежде чем анализировать явление необходимо окончательно определиться с его названием.

В этнографической и антропологической литературе явление, о котором пойдет речь, никогда не рассматривалось как отдельная онтологическая единица, что повлекло за собой чрезвычайное разнообразие терминов и определений, к нему применявшихся.

В работах исследователей искусственные изменения тела обозначались как: церемониальные уродования (Э. Тайлор), телесные искажения (Ф. Ратцель) членовредительства (Арнольд Ван Геннеп), акт нанесения телесного увечья (Б.Малиновский), необратимые изменения (Д. Пирцио-Бироли), даже пытки (Д.Скотт).

В связи с тем, что в определенный момент искусственные изменения тела жестко привязывают к ритуалам перехода, основным и наиболее популярным термином становится «испытание» (М. Элиаде, А. Элькин, Л. Леви-Брюль).

В отечественной историографии возобладал западный подход к проблеме: так, термин «физические испытания» был использован Э.С. Львовой. В более ранних работах, например, в «Истории первобытного общества» В.И. Равдоникаса, употреблялся термин «варварские операции и мучения». Не менее распространен и просто термин «операции» или «телесные операции» (В.П. Алексеев, А.И. Першиц, М.В. Тендрякова, Е.Е. Сапогова).

Отсутствие единого определения отразилось и в «Своде этнографических понятий и терминов», куда вообще не вошла ни одна из вышеперечисленных формулировок. Об этом явлении упоминается, однако в достаточно спорном контексте: «Специфической формой ухода за телом является его деформация вроде удаления резцов, отрезания пальцев…»17.

Подобная ситуация с отсутствием четкого термина свидетельствует о том, что в отечественной этнографической школе явление, о котором идет речь в работе, не рассматривалось как самостоятельный этнографический феномен.

17
Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М.1989.С.204.

Для того чтобы выработать адекватный термин для обозначения изучаемого явления, мы обратились к той отрасли современной биологии, которая посвящена морфологической изменчивости живых организмов. Морфологическую изменчивость растений и животных биологи начали изучать в середине XIX в., что было связано с основополагающими работами Ч. Дарвина. Вскоре, среди различных вариантов биологической изменчивости, были описаны «преходящие ненаследственные изменения, возникающие обычно под влиянием внешних условий». Это явление в 1865 г. Карл Нэгели назвал «модификациями». Позднее Хуго де Фриз именовал его «флуктуациями», но термин в биологической литературе не прижился. Суть морфологических модификаций в том, что различные организмы, испытывая какие-либо воздействия среды, могут изменять размеры, форму или соотношение частей. Для конкретного организма эти изменения необратимы, но по наследству они не передаются. Более всего модификациями занимались ботаники (Г. Боннье, К. Гёбель, Г. Клебс и др). Нельзя не заметить прямых параллелей между модификациями в живой природе и искусственными изменениями тела и его частей в человеческих культурах. Здесь за «внешнюю среду» может быть принята собственно культурная среда, в рамках которой и осуществляются «членовредительства».

Поэтому в данной работе предлагается именовать искусственные изменения тела человека модификациями. Для того, чтобы обозначить, что речь идет о теле (соме), и как-то отделить этнографический термин от принятого в биологии, представляется логичным использовать словосочетание «соматические модификации».

Соматические модификации – преднамеренные нарушения целостности или изменения формы органов человеческого тела, проводимые в рамках ритуальной практики или эстетических норм.

Термин «модификация» был выбран еще и потому, что модификация обозначает «изменение, видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств». Это весьма значительный нюанс, поскольку просто «изменение» не обязательно характеризуется новыми качественными характеристиками, а это немаловажно, учитывая семантическую составляющую явления. Причем речь идет не столько об анатомо-морфологических последствиях, сколько о социальных или культурных. В подавляющем большинстве соматические модификации отмечают обретение индивидом нового статуса, его выход на новый качественный уровень.
В англоязычной литературе довольно часто можно встретить термин «body modification», обозначающий искусственные изменения тела (T.D. White), что вполне соответствует предложенному нами термину «соматические модификации», однако он по неясным причинам практически не используется для обозначения исследуемого явления в зарубежной этнографической литературе, хотя активно эксплуатируется в научнопопулярных изданиях и СМИ.

На наш взгляд, термин «соматические модификации» наиболее полно отражает сущность и глубину явления, которое будет рассмотрено в данной работе, хотя не исключено, что при дальнейшем изучении феномена он потребует дополнительной корректировки.

Первая глава основной части посвящена источникам и историографии. Главы со второй по пятую включительно посвящены анализу и классификации соматических модификаций.

Во второй главе описаны соматические модификации черепа (деформации и трепанации) и лицевого отдела (прободения и деформации губ, ушей, носа, языка и зубной системы).

Искусственная деформация мозгового отдела черепа – одна из наиболее широко распространенных соматических модификаций. Традиция искусственно изменять форму головы существовала у многих народов в разные исторические эпохи. В настоящее время и в относительно недавнем прошлом, этот обычай был отмечен у некоторых этнических групп Средней Азии (туркмены), Афганистана (таджики, джемшиды, хазара), Африканского континента (мангбету), и Океании, в том числе на Гаити.

Практика преднамеренной деформации головы неоднократно описывалась античными авторами (Гекатей Милетский, Геродот, Гиппократ, Страбон, Аполлоний Родосский) и средневековыми арабскими учеными (ал-Макдиси, Иакут, аль-Бируни).

Источники нового времени повествуют о широком распространении этого обычая в Центральной и Южной Америке.

Под термином трепанация подразумевается полное или частичное удаление участка кости из черепа. Чаще всего этот термин применяется по отношению к медицинским операциям, однако есть основания считать ритуальные трепанации одной из древнейших соматических модификаций.

Это одна из самых древних соматических модификаций: несколько костяков со следами ритуальных трепанаций были обнаружено в верхнепалеолитическом погребении Дольни Вестонице на территории современной Чехии, датированном 27660-26640 лет назад. На ритуальный характер повреждений наводит идентичность самих трепанаций, частота встречаемости и выборка их носителей – это были мужчины старше 18 лет.
В эпоху неолита – раннего железного века трепанации были распространены в следующих регионах: Иберийский полуостров (особенно территория Португалии), юговосток и северо-запад современной Франции, Южная Англия, Южная Швеция и Дания, Центральная Германия. Помимо этого широко практиковались подобные соматические модификации у кочевых племен Евразии бронзового и раннего железного веков.

Помимо Европы костяки со следами прижизненных трепанаций черепа были обнаружены в Китае, Японии, Индии, Афганистане, Палестине, Египте, Кении, Перу.

Соматические модификации лицевого отдела очень широко распространены и популярны, как в традиционном, так и в современном обществе.

На это есть несколько причин разнообразного характера, прежде всего, чисто практические: такие части тела как носовые хрящи, мочки ушей, губы легко и относительно безболезненно деформируются без особых негативных последствий для жизнедеятельности организма.

Во-вторых, если соматические модификации выполняют эстетическую или знаковую функцию, то лицо является оптимальной зоной для их размещения, так как именно на лицо обращено больше всего внимания при личном контакте. По этим же причинам данные зоны наиболее подходят для ношения украшений.

Помимо практических, существует целый ряд причин иного порядка. Чрезвычайно важна семантическая ценность данных областей. Все вышеуказанные органы: ноздри, уши, рот относятся к так называемым «пограничным» зонам тела, которые в мифологическом сознании зачастую наделяются особыми свойствами из-за того, что являются связующим звеном между человеком и внешним миром.

Прободение и деформация губ встречаются у народов Северной и Центральной Америки и в Африке, где их история насчитывает как минимум два тысячелетия, поскольку еще Страбон упоминал о том, что женщины на восточном берегу Нила вдевали в верхнюю губу медное кольцо. При этом они имеют самые разнообразные функции: от обозначения социального статуса до чисто эстетических.

Прободение ушей – одна из тех соматических модификаций, которые успешно сохранились и в современном обществе. Здесь мы можем видеть и яркий пример того, как соматическая модификация сумела практически полностью сохранить свою семантику.

Можно выделить три типа ушных деформаций. Первый – стандартное прободение, когда мочку или верхнюю кромку ушной раковины прокалывают, чаще всего для ношения серег или иных украшений. Второй вариант – в образовавшееся отверстие вставляют ушную лабретку, которая постепенно растягивает мочку. Третий тип деформации – оттягивание мочек при помощи специальных грузиков.

Деформация языка – довольно редкая соматическая модификация.

Морфологически она чаще всего сводится к надрезанию кончика языка или его прободению. Она встречается у альфуров острова Целебес, догон Западной Африки, среди некоторых племен Новой Гвинеи.

Соматические модификации носа относятся к числу наиболее распространенных.

С практической точки зрения, носовые хрящи легко и относительно безболезненно деформируются, без особых отрицательных последствий для жизнедеятельности организма. При этом из-за большого количества кровеносных сосудов, практически любая модификация носа приводит к обильным кровотечениям, что принципиально, учитывая важную роль крови в разнообразных ритуалах. Многочисленные соматические модификации носа встречаются в Южной Азии, Африке, Мезоамерике.

Модификации зубной системы морфологически можно разделить на два вида: деформации зубов и их удаление, причем оба эти варианта встречаются примерно с одинаковой частотой. Первые деформации зубной системы датируются приблизительно II тыс. до н.э. Именно к этому времени относятся погребение на территории Мексики, содержащее череп с подобными деформациями. Помимо Мезоамерики соматические модификации зубной системы были зафиксированы в Юго-Восточной Азии, Австралии, Африке. Следы деформаций зубной системы были обнаружены на черепах из энеолитических погребений Южной Европы.

Третья глава посвящена соматическим модификациям корпуса и половых органов. Сюда входит деформация груди, распространенная у многих народов Северного Кавказа: кабардинцев, балкарцев, осетин, карачаевцев.

К этой группе также относится такая редкая соматическая модификация, как деформация шеи, встречающаяся у народов падонг (Таиланд) и календжин (Кения).
Гораздо больше распространены соматические модификации половых органов. К ним относится мужское и женское обрезание, подрезание, прободение и оскопление.

Мужское обрезание представляет собой удаление крайней плоти с головки полового члена. Упоминания об этой операции можно встретить еще в «Истории» Геродота.

Помимо представителей таких конфессий как мусульманство и иудаизм, обрезание практикуется у многих народов Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии.

В связи с австралийской традицией обрезания нельзя не упомянуть и об уникальной соматической модификации, которая практикуется только в Австралии: речь идет о подрезании. Операция подрезания заключается в распарывании нижней стенки уретры по всей длине мужского полового члена, таким образом, что после операции по форме половой член становится не трубкой, а желобом. Семантика ее не вполне ясна: не исключено, что здесь имеет место отражение ктеических культов и символическое объединение мужского и женского оплодотворяющих начал (И.А. Гринько).

В некоторых районах Океании (Таити, Малекула) надрезание является альтернативой обрезанию в обрядах инициации. Морфологически эта операция отличается тем, что в отличие от обрезания, крайняя плоть не удаляется полностью, а лишь надрезается.

Довольно редко встречается такая соматическая модификация как прободение полового члена. Обычно в головку полового члена после непосредственно прободения вставляют инородное тело (мелкие камни, палочки и т.д.). Данная соматическая модификация характерна для Юго-Восточной Азии и Океании.

В отличие от мужского варианты женского обрезания весьма разнообразны: от удаления кожных складок вокруг клитора до наиболее жестокой формы женского обрезания – инфибуляции, при которой удаляются клитор, малые половые губы, после чего большие половые губы сшиваются вместе, чтобы закрыть уретру и вагинальный проходы. На сегодняшний день инфибуляция практикуется в Мали, Судане, Сомали, части Эфиопии и северной Нигерии. В менее жесткой форме женское обрезание встречается практически повсеместно в большинстве арабских странах, а также в Северной и Восточной Африке.

В четвертой главе освещаются искусственные изменения конечностей. Наиболее распространенной из соматических модификации конечностей является ампутация фаланг пальцев. Подобные ампутации появляются, по всей видимости, еще в верхнем палеолите.

Косвенным доказательством этому могут служить наскальные изображения ладоней с отсутствующими фалангами пальцев. В Европе подобные изображения были обнаружены в пещерах Пеш-Мерль, Гаргас, Тиберан, Коске, Фуэнте дель Тручо (Франция, Испания).

Чаще всего отрубание пальца (или его фаланги) является актом частичного жертвоприношения: подобные практики существуют на Новой Гвинее и острове Тонга. У манданов Северной Америки ампутация мизинца входит в обряды возрастных инициаций. Однако и там эта операция носила характер жертвоприношения.

К этой же группе модификаций относится уникальный китайский обычай деформации ступней. Возникший в X-XII вв., он существовал в Китае до 30-х годов ХХ века, и все это время в китайской культурной традиции миниатюрная ступня считалась непременным атрибутом женской красоты.

В пятой главе основной части рассматриваются модификации кожных покровов, а именно скарификации и татуировки.

Скарификация (от англ. scarification – шрамирование) – нанесение шрамов на кожные покровы. Технология нанесения рубцов и шрамов на кожные покровов широко варьирует: бывают просто небольшие надрезы, но иногда кожу специально приподнимают, при этом увеличивается ширина шрама. Для того, чтобы придать шраму объем и цвет, могут использоваться разнообразные наполнители (натуральные красители, пепел, пух).

Татуировка формально также входит в состав соматических модификаций, поскольку морфологически она представляет собой накалывание и втирание под кожу красящих веществ, таким образом, кожные покровы подвергаются изменениям.

Из всех соматических модификаций татуировка является одной из наиболее распространенных. По последним данным, сегодня каждый четвертый совершеннолетний житель США имеет хотя бы одну татуировку.
В целом по своим функциям татуировка аналогична скарификациям: она выполняет большинство функций, характерных для соматических модификаций: служит социально-этническим маркером, украшением, оберегом.
В шестой главе основной части анализируются функции и мотивации соматических модификаций в социо-культурных системах.

Если начать с рассмотрения личностной мотивации соматических модификаций, то с точки зрения биологии и этологии стремление нанести повреждения своему организму противоречит здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Однако если взглянуть на проблему с учетом долгосрочной репродуктивной стратегии, то подобное поведение не выглядит столь алогичным. Здесь необходимо вспомнить теорию полового отбора Чарльза Дарвина: «предпочтения самок во внешности самцов или в чем-то еще почти однозначно приведет к их изменению; и эти модификации с течением времени могут достигать практически любой степени совместимой с жизнью вида».

Естественно, что в данном случае не говорится о наследуемых признаках, но в теории любой член социума может таким способом подчеркнуть свою индивидуальность с целью привлечения к себе внимания со стороны противоположного пола и тем самым увеличить шансы на успешную репродукцию. Это предположение отнюдь не выглядит невероятным, еще в 1970-е годы была выдвинута теория, названная принципом затруднения или гандикапа (handicape principle), которая объясняет, почему самки предпочитают представителей противоположного пола с крайне выраженными особенностями. Самки выбирают самцов с экстравагантной и физически не вполне удобной морфологией, так как это надежные показатели высокого качества генома (G. Zahavi18).

18
Zahavi G. A handicap principle: a missing piece of Darwin´s puzzle. NY.1997.

С точки зрения эволюционной психологии подобная модель в человеческом социуме не только не должна исчезнуть, но наоборот получит дальнейшее развитие. Ведь помимо того, что соматические модификации показывают на хорошее качество генома владельца, они еще подчеркивают его индивидуальность, креативность, адаптабельность, то есть все те качества, которые позволяют максимально быстро добиваться доминирования в социуме. Их демонстрация не может не иметь эффекта, как на представителей противоположного пола, так и на весь социум.

Существует еще одна модель личностной мотивации, по которой индивид может пойти на соматические модификации с прямо противоположной целью – не выделяться из социума. Если в замкнутом коллективе соматические модификации являются непременным и обязательным атрибутом, то любому индивиду, который хочет утвердить свой статус или просто свое право пребывать в этом социуме, необходимо пойти на соматические модификации. Австралийский этнограф М.Дж. Меггит отметил, что искусственное изменение тела «четко и окончательно устанавливает статус юноши,… без него он не может стать членом социума»19. Подтверждение данной гипотезы можно найти и в современных субкультурах, например в тюремной, где заключенный не может рассчитывать на уважение и соответственно на определенный статус в иерархии без нанесения татуировки или прохождения других операций.

Говоря о мотивах соматических модификаций, нельзя обойти и такую довольно абстрактную, на первый взгляд, область как эстетика. Если у человека возникает желание каким-то образом изменить мир, то его тело может являться не только средством подобных изменений, но и непосредственным объектом. Вполне возможно, что после того, как Homo sapiens стал субъектом искусства, он стал рассматривать самого себя и свое тело как объект всевозможных эстетических изменений (А. Ван Геннеп; Ж.Бодрийар). Иногда, соматические модификации могут иметь не только эстетическую, но и антиэстетическую направленность, например обычай ношения губных лабреток в некоторых районах Западной Африки объяснялся тем, что на женщин с подобными украшениями не было спроса на невольничьих рынках, и им удавалось избежать попадания в рабство (Й. Бич, А.К. Булатович).

19
Meggitt M.J. Initiations among the Walbiri // Religion in aboriginal Australia. Queensland 1984. Р.211.

Здесь стоит учесть и еще один немаловажный аспект эстетических изменений тела, такой как привлечение сексуальных партнеров. У некоторых исследователей (Ж.Марсиро), в частности у последователей неофрейдизма (B. Bettelheim), этот момент является едва ли не ключевым для понимания всей семантики соматических модификаций и обрядов перехода. В данном контексте, основной идей инициаций и соответственно соматических модификаций становится постоянное соприкосновение Эроса и Танатоса, эротики и смерти. Символическая гибель неофита позволяет ему возродиться полноправным в сексуальном отношении членом общества и таким образом получить возможность для полноценной репродукции (Ю.М. Бородай).
Несмотря на приведенные выше индивидуальные биологические и психологические обоснования, соматические модификации прежде всего явление социальное. Однако и здесь в зависимости от культурного контекста они могут иметь различные мотивации.

Так выполняя функцию маркера, соматические модификации одновременно несут на себе еще и очень важную для любого социума регулятивную функцию. Во-первых, четко обозначая социальную или этническую принадлежность членов социума, они помогают избежать ошибок в процессе коммуникации. Во-вторых, соматические модификации в ходе инициаций оказывают на неофитов очень сильное психосоматическое воздействие, которое должно внушить им уважение к представителям старших возрастных классов.

Стоит обратить внимание еще на одну весьма характерную деталь инициационного ряда и сопутствующих ему соматических модификаций. В подавляющем большинстве случаев инициации и, соответственно, соматические модификации совершаются не над одним подростком, а над целой возрастной группой. Это объясняется разнообразными причинами: и чисто утилитарными и психологическими. Однако если рассмотреть этот факт с точки зрения социальной психологии, то можно прийти ко вполне определенным выводам. Любая соматическая модификация это своего рода знак, или стигма, а в ходе многочисленных психологических исследований было убедительно доказано, что члены стигматированной группы проявляют гораздо более сильную внутригрупповую солидарность, чем не стигматированные (Т. Нельсон). При этом, чем ярче выражен подобный знак, тем сильнее проявляется внутригрупповая связь. Таким образом, соматические модификации укрепляют не только вертикальные, но и горизонтальные связи в социуме.

Еще одной немаловажной областью, в которой соматические модификации играют не последнюю роль, является сфера гендерных взаимоотношений. Большинство ритуалов перехода, так или иначе, упирают на переход в четко определенное гендерное поле: мужское или женское, как противовес детской асексуальности. Соматические модификации в большинстве случаев должны символизировать этот переход. Не случайно, что наиболее часто встречаются именно модификации половых органов: обрезание (как мужское, так и женское), подрезание, прободение полового члена. Хотя в некоторых случаях соматические модификации отражают еще один специфический аспект гендерных отношений, а именно принципиальный отказ от гендерной и сексуальной дихотомии. Такие соматические модификации как оскопление должны символизировать выход из сексуального пространства и переход к божественной асексуальности и чистоте (А.А. Панченко, Л.Энгельштейн).

В заключении отмечается, что на основе собранного материала четко видно, что по своей семантике, функции и морфологии искусственные изменения тела укладываются в рамки одного явления. Исходя из результатов исследования, можно с уверенностью говорить, что соматические модификации являются самостоятельным этнографическим феноменом, с огромными перспективами изучения.

Введение нового единого термина, несомненно, позволит в дальнейшем избегать той терминологической путаницы, которая долгое время сопровождала изучение данного явления, что должно положительно сказаться на исследовании феномена.

Объединение большого количества ранее разнородных элементов в одну систему дает новые возможности для изучения искусственных изменений тела. Предложенная внутренняя классификация данного явления позволяет использовать новые возможности для сравнительного анализа и новых интерпретаций различных соматических модификаций, теперь не как отдельных явлений, а в контексте единого этнографического комплекса.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

1. Гринько И.А. Соматические модификации: этнографический аспект // Ломоносов-
2003. Сборник тезисов. М., 2004. C.206-208.
2. Гринько И.А. Соматические модификации: проблемы типологии // Гуманитарная культура и этноидентификация. Вып.2. М., 2005. C.209-215.
3. Гринько И.А. Соматические модификации: практические аспекты изучения //
Ломоносов-2005. Сборник тезисов. М., 2006. C.153-156.
4. Гринько И.А. Проблема типичного и уникального в этнографическом феномене: на примере австралийской операции «мика» // Национальные ценности: Традиции и современность. М., 2006.C.64-69.
5. Гринько И.А. Скарификации в системе социо-культурных символов.// Ломоносов-
2006. Сборник тезисов. (в печати).
6. Гринько И.А. Соматические модификации в археологических и палеоантропологических исследованиях// Международная научная конференция
"Проблемы культурогенеза и древней истории Восточной Европы и Сибири".
Сборник тезисов. (в печати).



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Список форумов » ~1000 и 1 ночь~ » Восток - дело тонкое


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

Вернуться в Восток - дело тонкое

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

SwiftBlue Theme created by BitByBit