Восточный танец, индийский танец, гавайский танец, трайбл, танец живота
 

 FAQFAQ     * Медали     ПоискПоиск    ПользователиПользователи  ВходВход  
   Регистрация Регистрация   Disclaimer  ПОРТАЛ






Список форумов » ~1000 и 1 ночь~ » Восток - дело тонкое


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Сообщение Добавлено: Пн фев 20, 2012 4:52 Заголовок сообщения: Цветовая символика на востоке 
Не в сети
МОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пт авг 24, 2007 6:11
Сообщений: 1072
Откуда: Кавкэб аш-Шарк
Медали: 5
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (1) За интересную тему (1)
За модерацию (1) За грамотные и полезные сообщения (1)
Пункты репутации: 77

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Небольшой отрывок из книги "Голубая бусина на медной ладони" , в котором делается попытка осмысления арабской цветовой символики.
"... я проезжал мимо Телль-Мардиха весной, когда степь ненадолго покрывается пестрым ковром цветов - эфемерид. Может быть, именно эти весенние картины вызвали когда-то к жизни ту самую «ковровость», которая, по удачному выражению отечественного цветоведа Л. Н. Мироновой, служит универсальной и вездесущей категорией мусульманского искусства. Выступая за строгое единобожие, ислам боролся с многочисленными племенными культами аравитян, видя в этих культах грубое идолопоклонство. Чтобы стереть всякую память об идолах, решительно запрещалась скульптура, а любые изображения живых существ вызывали подозрение. Вот почему изобразительное искусство ушло в «ковровость», то есть в цветистость и узорчатость, причем принцип этот распространили и на архитектуру, утварь, ткани, оформление рукописей, поэзию и прозу, музыку и фольклор.

Ковер и впрямь несет в себе образ райского сада - правильного, ограниченного, строго изобильного, конечного. Дисциплинированное буйство красок всегда геометрично, рассудочно, всегда связано с мусульманской символикой, представляющей цвет как соотношение света и тьмы. Тьма же отнюдь не всегда ассоциируется с «темными силами», часто воспринимаясь как защита от палящего зноя, тень, сень. Коран выразительно передает красоту ночи, прелесть утренней и вечерней зари (достаточно упомянуть названия некоторых глав-сур: «Перенес ночью», «Звезда», «Месяц», «Завернувшийся», «Идущий ночью», «Заря», «Ночь», «Утро», «Предвечернее время», «Рассвет»).

Обращаясь к символике драгоценных камней, металлов и садовых цветов, можно убедиться, как ценятся, с одной стороны, яркие светоносные цвета - красный (рубин, гранат; анемон, алый мак), белый (жемчуг, алмаз; лилия, жасмин) и желтый (золото, янтарь; желтая ромашка, шафран), а с другой стороны - цвета холодные, теневые - синий, голубой, фиолетовый (бирюза, сапфир; фиалка, голубой лотос).

Царицей сада считается роза, которой арабские садоводы издавна научились придавать разные цвета, включая черный, однако чаще всего встречается красная роза. Арабский историк X века аль-Масуди писал, что красный - это цвет женщин, детей и радости, ибо красный цвет - самый лучший для глаз, так как от него расширяется зрачок, в то время как от черного он сужается.

Насколько любим красный, настолько презираем серый. Положительную окраску он имеет разве что в упомянутом уже прозвище города Алеппо. Белый, черный и фиолетовый - первоначально цвета траура, отказа от радостей жизни, как это часто бывает, во многих уголках арабского мира со временем стали носить повседневно. А особенно выделяется в исламе зеленый, стоящий как бы между теплыми и холодными красками: долгие века он был запретен не только для немусульман, но и для низших слоев приверженцев ислама. Только в начале двадцатого столетия с введением военной формы цвета хаки положение стало меняться, но до сих пор в мусульманской традиции зеленый сохраняет свой исключительный престиж. Интересно представление об интенсивности цветов, сложившееся у мусульманских мистиков - суфиев. Они считают, что шесть стадий мистического экстаза - по нарастающей - окрашены так: зеленый, синий, красный, желтый, белый и, наконец, черный.
Безудержность красок и узоров, смиряемая каноном, придает арабскому обиходу своеобразную красоту, которую не убивает даже тяжелый труд и бедность. Стоит вспомнить первые впечатления от работающих на полях крестьянок. В Сирии это напоминает оперную массовку - белые чулки, розовые и бирюзовые платья, золотые ожерелья; в долинах Хадрамаута (Демократический Йемен) кажется, что под финиковыми пальмами разыгрывается средневековый венецианский маскарад-медленно движутся женские фигуры в черных бархатных одеяниях со шлейфами, лица прикрыты бархатными масками, на головах высокие широкополые шляпы, сплетенные из полосок пальмового листа. А в Египте и сравнения не идут на ум-зрелище определяют величественные просторы Нила; на таком фоне все красиво. То же самое можно сказать про Ливан с его зелеными уступами террасированных склонов. Эти склоны - результат многовековой человеческой деятельности, не обезобразившей, как это часто случается сегодня, а облагородившей и украсившей дикую природу.

Лучше всех сказал об этом английский публицист прошлого столетия Д. Уркварт: «Повсюду человек обрабатывает почву, в Ливане он ее создает. Повсюду итог - урожай, здесь итог - почва. Во впадину скалы человек собирает и насыпает тучную землю, затем ограждает камнями эти ненадежные источники плодородия, дабы охранить их и усовершенствовать. Снизу видны только голые скалы, сверху бросаются в глаза причудливые узоры зелени: розоватые оттенки свежераспаханиых борозд, нежная зелень первых побегов, пробивающихся между серыми и коричневыми глыбами известняка... Насыпи и склоны, обрывы пропастей и ложа горных потоков поддерживаются приземистыми стенками высотой в пять - семь футов. С горных вершин эти бесконечные линии, идущие напрямик или плавно изгибающиеся в долинах и складках местности, кажутся то чередою борозд, то гигантскими ступенями, то скамьями амфитеатра. Здесь они походят на вышивку, там - на концентрические штрихи гравюры, подчеркивающие каждую неровность почвы и выпукло оттеняющие любой выступ.

Картина будет неполна, если не сказать, что красота человека на фоне этой природы определяется не только красками, но и особой грацией жителей Арабского Востока, их умением вписывать себя в пространство - ходить, сидеть, жестикулировать."
http://geography.su/books/item/f00/s00/ ... t002.shtml



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн фев 27, 2012 3:51 Заголовок сообщения: Re: Цветовая символика на востоке 
Не в сети
МОДЕРАТОР
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пт авг 24, 2007 6:11
Сообщений: 1072
Откуда: Кавкэб аш-Шарк
Медали: 5
За 500 сообщений (1) За актуальную тему (1) За интересную тему (1)
За модерацию (1) За грамотные и полезные сообщения (1)
Пункты репутации: 77

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Из книги Яценко С. А. "Костюм древней Евразии (ираноязычные народы)" (М., 2006)
(взято у http://www.narodko.ru/article/yatsenko/ ... /pic15.htm)

Текст, конечно, не самый простой, но достаточно интересный.
Глава "Цветовые предпочтения в костюме древних ираноязычных народов"
Вначале я хочу сформулировать вопрос: связаны ли и цветовые предпочтения в Иране при той или иной доисламской династии с цветовыми предпочтениями других синхронных ираноязычных народов? Мне кажется, что такая постановка вопроса не только допустима, но и полезна. Близость цветовых предпочтений в костюме этой группы народов можно объяснить тремя причинами. Во-первых, это наличие изначальных общих предпочтений, связанных с символикой цветов, разделявшихся индоиранцами в бронзовом веке. Ранее мною был ретроспективно реконструирован список предметов костюма древнейших иранцев на основе сравнения костюмов крупных иранских народов более позднего ахеменидо-скифского времени.

Рис. 1. Список древнейших элементов (имеется ввиду тип, а не конкретные детали силуэта и декора!), ретроспективнореконструированный на основе сопоставления общих элементов костюма ираноязычныхнародов древнейших более поздней, ахеменидо-скифской эпохи (Yatsenko 2009, с дополнениями).

Изображение

Во-вторых, влияние крупнейшей страны иранского мира – Персидской империи на родственные народы (прямое – военное и дипломатическое и косвенное – торговля, дипломатические дары и военная добыча). Важную роль при этом играли дипломатические дары и военная добыча; их влияние надежно засвидетельствовано греческими авторами для династии Ахеменидов. В-третьих, активная роль ряда ираноязычных народов – персов, согдийцев, бактрийцев, хотано-саков и других в международном обмене и торговой колонизации, которые способствовали торговле тканями, имитации костюмных аксессуаров и постепенной смене эстетических вкусов.

К сожалению, на пути подобных сопоставлений есть немало объективных трудностей. Во-первых, на территории самой Персидской империи за 1200 лет ее доисламской истории (550 г. до н.э. – 651 г. н.э.) и за длительное время правления каждой из трех ее династий мы обнаруживаем очень мало окрашенных изображений людей хорошей сохранности (рис. 2-3).

Рис. 2. Цветные изображенияперсов эпохи Ахеменидов на территории их Империи: 1 – глазурованные кирпичи издворца в Сузах, пров. Ахваз, Иран (Берлин, Гос. Музеи, фото С.А. Яценко); 2 – деревяннаяпанель из могилы в Татарлы, Турция (древняя Фригия), Мюнхен (по L. Summerer).

Изображение

Рис. 3. Цветные изображенияперсов эпохи Сасанидов на территории их Империи: 1 – стенная живопись их дворцав Кух-и Ходже, Систан (по R.Ghirshman);2- погребальная ваза-оссуарий VI в. н.э.из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 3 – Так-и Бустан, иранский Курдистан (поM. Riazi).

Изображение

Но и на сохранившихся артефактах иранского мира цветовая гамма представлена не полностью, т.к. на поверхности сохранились лишь те красители, которые наиболее устойчивы к химическим и механическим воздействиям (рис. 4).
Рис. 4. Перс на саркофаге царяг. Сидона, Стамбул (по A. Scholl).
Изображение
На знаменитом гранитном погребальном ложе согдийца Ань Цзе 579 г. н.э., к сожалению, даже на момент обнаружения его археологами сохранилось больше красителей, чем сегодня, при всех стараниях китайских коллег (An Jia Tomb 2003)
Рис. 5. Росписи насимволическом гранитном ложе согдийца Ань Цзе, 579 г.н.э. из г. Сиань, Китай(по An Jia Tomb2003).

Изображение

Во-вторых, серии изображений персов в достоверно переданном костюме найдены вне границ Империи (при Ахеменидах, в том числе – в континентальной Греции и в колониях (рис. 6), при парфянских Аршакидах и при Сасанидах – в искусстве Рима и ранней Византийской империи (рис. 7).

Рис. 6. Цветные изображенияперсов эпохи Ахеменидов вне границ их Империи: 1 –стрелок на западном фасаде храма Афайя на острове Эгина (около 490-480 гг. дон.э.) в сцене из Второй Троянской войны Мюнхен, глиптотека, зал VII, фигура XI) (фотоС.А. Яценко); 2 – образ рыжеволосого воина («танцующего варвара») наскульптурном сосуде из Павловского кургана у Керчи, Эрмитаж (по Л.Г. Хейфецу); 3– ткань из Пазырыка, курган 5, Эрмитаж (по Е.Ф. Корольковой); 4 – ковер из Пазырыка, курган 5, Эрмитаж (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 5 – мозаика сосценой сражения при Иссе из Помпей, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А.Трофимовой).

Изображение

Рис. 7. Персы эпохиСасанидов в раннехристианских сценах поклонения волхвов младенцу Иисусу: 1 – Сан Апполинаре Нуово, Равенна (по М.Н.Бутырскому); 2 – Эчмиадзинское Евангелие (по Л.А. Дурново); 3 – икона «Триотрока вавилонских в пещи огненной» из монастыря св. Екатерины, Синай (по D.T. Rice).

Изображение
Многие образы корректно изображенных персов до сих пор воспринимаются коллегами как весьма произвольные и стилизованные образы «абстрактных варваров». Такие образы действительно встречаются, но их доля, по моим наблюдениям, невелика, и для создания синкретических образов были конкретные причины. Например, на серии одинаковых золотых ножен парадных мечей, подаренных боспорскими царями скифским князьям около 340 г. до н.э. костюм эпических варваров полуперсидский, полускифский, и отражает тогдашнюю политическую ситуацию в Северном Причерноморье. Убежденность a priori в обратном связана с отсутствием у ученого системных, глубоких знаний о костюме персов и соседних народов. Неоправданный скептицизм в отношении этнической точности в передаче костюма объясняется недостаточным пониманием феномена художественного стереотипа при изображении «Иных», когда этнический костюм передан в целом точно, но однообразно (отражая облик определенной социальной группы в особых жизненных ситуациях) (Yatsenko 2008) (рис. 8).

Рис. 8. Изображения персидских воинов в греческой вазописи (по S. Bittner).

Изображение

К сожалению, даже многоцветные достоверные изображения персов на деле часто не отражают всей полноты цветовой гаммы. Характерные примеры – двухцветные изображения в афинской вазовой живописи (рис. 9) и позолоченные фигуры на серебряных сосудах (рис. 10).

Рис. 9. Расписной алебастр «Мастераэмпория» (около 470 г. до н.э.) с изображением персидского воина, Эрмитаж (поЕ.Ф. Корольковой).

Изображение

Рис. 10. Персидское серебряное блюдо со сценой охоты из древней Фракии (Болгария), 2-я пол. IV в. до н.э. Коллекция Васила Божкова, София (по Маразов, Кабакчиева, Шалганова 2009).

Изображение

В-третьих, на территории Ирана и Средней Азии обнаружено очень мало образцов доисламских предметов одежды из текстиля и кожи. Это объясняется как особенностями климата, так и спецификой погребального обряда (захоронения очищенных костей в специальных емкостях без сопровождающего костюма). Чаще всего окрашенный текстиль найден вне границ соответствующих стран-производителей (см., например: Полосьмак и др. 2006; Глушкова 2006), и он нуждается в корректной атрибуции. Так, ткани Персидской империи периода Ахеменидов встречены от гор Алтая в Южной Сибири до степей Украины, где проживали родственные персам народы. В-четвертых, в текстах древних авторов, эпических поэм и в недавних полуязыческих обрядах иранских народов мы обычно не обнаруживаем никаких мотивировок цветовых предпочтений и объяснения символики цветов.

Обычно цвет у древних иранцев гендерные различия почти не отражались в цветовой гамме. Исключения из этого правила редки. Так, в Хорезме (дворец Топрак-кала, II-III вв.) для мужских изображений характерно сочетание черного (кафтаны) и красного (штаны), а у женских преобладают платья розового цвета (Топрак-кала, 1984). У большинства иранских этносов женская одежда имела менее контрастную цветовую гамму. У некоторых их них (персы времени Ахеменидов, поздние согдийцы, жители Тохаристана) в одежде в целом устойчиво сочетались три разных цвета (священное число). Кроме того, именно знатные персы, согласно Страбону (Georg. XV.3.19), первыми в мире стали менять цвет одежды по двум основным сезонам года (пурпурный – в жаркий сезон и пестрый – в более прохладный). Позже им подражали в этом римляне.

Я хотел бы обратить внимание на наиболее популярные сочетания цветов и частоту употребления разных цветов. Существует ряд преобладающих цветов и их сочетаний в костюме древних иранцев, неподвластных кратковременной моде и встречающихся у иранцев весь доисламский период. Одним из наиболее значимых для иранцев является сочетание трех цветов на одном предмете одежды или на всей одежде в целом – красный – белый – синий. Иногда каждый из этих цветов занимает примерно равную площадь, но чаще два других являются дополнением к третьему – устойчивым и, вероятно, необходимым (рис. 11).

Рис. 11. Сочетание трех цветов (красный-белый-синий) на отдельных предметах одежды или на одежде вцелом: 1-2 – семья из Тохаристана (?) в могиле 2003 г. в Лоулань III, Синьцзян (по Qi Xiaoshan, Wang Bo); 3 – девушка на оссуарии из Мерва,Туркмения (по В.Г. Луконину); 4 – аланская женщина из могильника Подорванная Балка, Карачаево-Черкессия (по З.В. Доде); 5 – кушанский мужчина на бактрийскойткани из могилы 1 в Шампула I, княжество Хотан, Синьцзян (по Ursprünge 2007); 6 – ткань из могилы 3 в Загунлуке, Синьцзян (Ursprünge 2007); 7 – погребальные пелены позднегобронзового века, Институт археологии Синьцзяна, Урумчи (фото С.А. Яценко

Изображение

Сочетание этих трех цветов – любимое в пазырыкской культуре Алтая (рис. 12).

Рис. 12. Сочетание трех цветов (красный-белый-синий) на отдельных предметах одежды или на одежде в целом, пазырыкская культура, по Н.В.Полосьмак: 1 – Верх-Кальджин 2; 2 – Пазырык, курган 2 (Полосьмак, Баркова 2005,рис. 2.17).

Изображение

Распространившиеся с V в. н.э. у знати иранских народов многоцветные шелка (рис. 13) в значительной мере заменили крашение одежды золотыми бляшками-аппликациями или шитьем из золота. Вначале они еще часто отражали то же трехцветное сочетание красный – белый – синий (рис. 14).

Рис. 13. Полихромные шелка знати ираноязычных народов VI-VII вв. н.э.: 1,2 – замок Балалыктепа, Тохаристан (по Ш. Арабовой; Л.И. Альбауму); 3 – Пенджикент,Согд (по М.М. Дьяконову).

Изображение

Рис. 14. Полихромные шелка знати ираноязычных народов VII в. н.э. с комбинацией трех цветов(красный-белый-синий): 1, 2- Самарканд,Согд (по Ш. Арабовой; Л.И. Альбауму); 3 – сасанидская ткань, Флоренция (по R. Ghirshman);4 – Так-и Бустан (по M. Riazi).

Изображение

Эти три цвета были маркерами трех зон мироздания (верхней, средней и нижней) и, соответственно - трех основных сословий у индоиранцев (воины – жрецы – работники). У индоарийских дардов Гиндукуша существовало представление о трех Мировых Деревьях этих цветов. Такое Древо видим у трона богини на местном ковре из Пазырыка (рис. 15).

Рис. 15. Мировое древо стрехцветными листьями и плодами перед богиней. Войлочный ковер из кургана 5 вПазырыке, Эрмитаж (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.4).

Изображение

У горных таджиков повседневная одежда у обоих полов обязательно должна была включать эти три цвета. В некоторых смешанных таджикско-узбекских общинах шаман-пархон должен был иметь в своем гардеробе три платья именно этих цветов. Эти же три цвета до недавних пор использовались населением Саяно-Алтая на территории древних культур «скифского типа» для специфических ленточек ткани «ялама» для святилищ, символизируя, помимо прочего, жертвенную одежду (Яценко 2006, с. 345).

На персидском ковре из Пазырыка у знатных всадников (в отличие от слуг, ведущих лошадей) в одежде видим размещение трех цветов в порядке, соответствующей последовательности зон Мироздания и космической символике социальных групп: вверху - белый (рубаха), ниже - синий (штаны) и красный (туфли) (рис. 16).

Рис. 16. Трехцветный костюмзнатного всадника. Персидский ковер из кургана 5 могильника Пазырык, Эрмитаж(Полосьмак, Баркова 2005, рис. 4.10).

Изображение

На шелковой ткани из Антинои VI – нач. VII вв. сасанидский царь Хосров II на троне имеет парадную короткую рубаху, разделенную на три широких горизонтальных трех названных цветов (рис. 17).

Рис. 17. Шах сасанидскогоИрана Хосров II на троне. Шелковая ткань из Антинои, Египет (Ghirshman 1962, fig. 289).

Изображение

На расписной вазе-оссуарии для костей умершего из Мерва верхняя одежда всадника-правителя видим эти три цвета в порядке зон Космоса. Они сочетаются и на погребальном покрове того же знатного умершего в сцене конца его жизни (рис. 18).

Рис. 18. Трехцветные погребальныйпокров и подушка умершего правителя. Расписной оссуарий из Мерва, Туркмения (поВ.Г. Луконину).

Изображение

У вождей кочевых аланов начала позднесарматской культуры (сер. IIв. н.э.) та же схема трех цветовых зон отразилась на одежде в целом. В сцене сражения с греками у обоих аланских вождей в «склепе 1872 г.» в Пантикапее / Керчи белая обувь, синие штаны и красная рубаха (рис. 19).

Рис. 19. Изображениязнатных сармато-аланских воинов середины II в. н.э., «склеп 1872 г.),Пантикапей/Керчь (по С.А. Яценко).

Изображение

Уже в эпоху бронзы в культурах, которые сегодня многие связывают с индоиранцами мы наблюдаем ситуацию, когда в погребениях почти единственный цвет тканей и кожи одежд, которые были окрашены – красный (см., например: Куприянова 2008, с. 85) (рис. 20).

Рис. 20. Красный цвет в женскомкостюме бронзового века из степной зоны Южного Приуралья (Куприянова 2008, фото9, 10, 19).

Изображение

И в более позднее время у многих народов иранского мира красный цвет в известной нам одежде резко преобладает, по крайней мере – в костюме знати (персы времен Ахеменидов, сарматы). Разумеется, важнейшим оттенком красного был наиболее престижный цвет древности - пурпурный (рис. 21).

Рис. 21. Пурпурные элементыкостюма: 1 – реконструкциякостюма Дария I, Музей пров. Фарс, г. Шираз, Иран (фото С.А. Яценко); 2 – персонаж намозаике с изображением битвы при Иссе из Помпей, глазурованная копия, Эрмитаж(по А.А. Трофимовой); 3 – скифская девочка из кургана Толстая Могила (по П.Л.Корниенко); 4 – скифский женский головной убор из могильника Вильна Украйна,курган 22 (по Л.С. Клочко); 5 – ахеменидская ткань из кургана 5 в Пазырыке (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.35).


Изображение

Из него шились, по Ксенофонту, рубахи и кафтаны высших офицеров (Anab. I.5.8; Kyr. VI.4.1; VII.1.2). В империи Ахеменидов традиция включать именно пурпурные одежды в число наиболее ценным подарков царя пришла из Мидии (Kyr. I.3.17). В армии существовала иерархия четырех оттенков красных одежд (например, 10 000 «бессмертных» носили пурпурные одежды, а воины рангом ниже, носившие луки – алые: Aelian. Var. Hist. IX.3).

Типичной является ситуация у степных сарматов, у которых почти весь окрашенный текстиль представляет только разные оттенки красного цвета (см. примерные реконструкции с учетом подобных данных: рис. 22).

Рис. 22. Красный цветпогребального костюма сарматок в гипотетических реконструкциях (С.А. Яценко,рис. Е.В. Уздениковой), среднее течение реки Кубань, кон. I в. до н.э. – нач. I в. н.э.: 1 – Армавир, Большой курган 1903 г.;2 – Песчаный, курган 10, 1979 г.

Изображение

Классическим примером можно считать погребение в Соколовой Могиле, где представлены только очень дорогие импортные ткани четырех оттенков красного (Ковпаненко 1984, с. 112-140) (рис. 23).

Рис. 23. Сарматская пожилая женщина из курганаСоколова Могила, Одесская обл. Украины, I в. н.э. (по А.К. Елкиной).

Изображение

Показательно, что у греческих колонистов в северном побережье Черного моря, подвергшихся заметному культурному влиянию сарматов, на tombstones одежда тоже всегда окрашена только в красный цвет. (Интересно, что на греческих изображениях костюм реальных сарматов имеет и другие цвета) (Яценко 2006, с. 164, 355). Господство красного цвета может объясняться спецификой погребального ритуала, ассоциациями с миром подземных демонов, кровью и возобновлением жизни.

Именно в красном еще недавно хоронили умерших кафиры Нуристана (которые считали, что в красное одеты также духи-пери). Одежду с преобладанием красного видим у зороастрийского жреца из Мерва, сидящего перед умершим (рис. 24), и у участников похоронной церемонии на маздеистском ящике для костей из Хорезма (Ток-кала) (рис. 25).

Рис. 24. Зороастрийскийжрец, сидящий перед умершим. Расписной оссуарий VI в. н.э. из Мерва,Туркмения (по В.Г. Луконину).

Изображение

Рис. 25. Маздеистский погребальныйоссуарий из Ток-калы, Хорезм (поЕ.Е. Неразик).

Изображение

Однако это господство красного в погребальном обряде наблюдалось не у всех индоиранских народов. Важно, что окрашенные в красное ткани и кожу обычно находят именно в могилах семей воинской знати, и это может означать, что красный цвет воспринимался как сословный символ. Но и рядовых людей многих ираноязычных групп различные костюмные элементы (кроме верхней одежды) традиционно были только красные, в том числе – у кочевников (рис. 26) и в оазисах Синьцзяна (рис. 27). В кушанское и предарабское время красный был очень популярен среди различных социальных групп народов Средней Азии и Ирана (рис. 28).

Рис. 26. Красный цвет вкостюме кочевников ахеменидо-скифской эпохи: 1 – женщина и ее дочка из скифскойТолстой Могилы (по П.Л. Кориненко); 2-3 – скифские женские головные уборы изВильной Украйны и Татьяниной Могилы (по Л.С. Клочко); 4 – женская одежда и подошва полуспожек из кургана 2, Пазырык (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой).

Изображение

Рис. 27. Красный цвет вкостюме из древних могил Синьцзяна (Западный Китай): 1 – мумия из Загунлука (поR. Ahmad, Hes Duxiu);5 – юбка из Загунлука, Урумчи (фото С.А. Яценко); 2, 3, 6 – юбки из Шампулы,княжество Хотан, Урумчи (2, 6 - Ursprünge 2007; 3– фото С.А. Яценко); 4 – вышивка юбок изШампулы (по Li Xiaobin).


Изображение

Рис. 28. Красныйцвет в костюме ираноязычных народов: 1 – кушанская женщина, могильник Иттифок, Бактрия (по Г.М. Майтдиновой);2 – кушанский (?) купец из могильника Цзиньпань, могила 15, Синьцзян (справа –по Li Wenying; слева – фото С.А. Яценко);3 – мужчины из Тохаристана (?) из Лоулань III, Синьцзян (по Qi Xiaoshan, Wang Bo); 4 – согдиец, Пенджикент, объект 6/1(по А.М. Беленицкому, Б.Б. Пиотровскому); 5 – согдиец, Пенджикент, объект 6/1 (поМ.М. Дьяконову); 6 – сасанидская мозаика из Бишапура (по R. Ghirshman); 7 – женский костюм изМунчактепа, Ферганская долина (по Г.М. Майтдиновой); 8 – согдийские мужскиерубахи на поминальном ложе Ань Цзе 579 г. н.э., г. Сиань (An Jia 2003); 9 – Кух-и Ходжа,Систан (по R. Ghirshman).

Изображение

Одежда целиком белого цвета (или чаще – с преобладающим белым фоном) изображена в Средней Азии либо у священнослужителей, либо у женщин, плачущих по покойному, либо у участников коллективной молитвы, у групп донаторов, вошедших в храм и, наконец, у богов (рис. 29) – т.е. у персонажей, связанных постоянно или во время определенного ритуала со сферой сакрального.

Рис. 29. Белый цвет в маздеистстких и буддийских ритуальных комплексах Средней Азии: 1 – оплакивание женщинами, иззагороднего здания 1 у Топрак-калы,Хорезм (по Ю.А. Рапопорту); 2 – донатор, монастырь Аджинатепа, Тохаристан (по Е.В.Зеймалю); 3 – священнослужитель,Пенджикент, объект 1/10, Согд (по М.М. Дьяконову); 4 – донаторы, Пенджикент, Согд (по Е.В. Зеймалю); 5– «Червонная Дама», дворец Топрак-кала, Хорезм (по Ю.А. Рапопорту); 6 –донаторы, монастырь Фаязтепа, Бактрия (по Э.В. Ртвеладзе).

Изображение

Популярность на изображениях ираноязычных народов желтого, реже оранжевого цветов можно объяснить тем, что он ассоциировался со священным металлом – золотом, воплощавшим в ряде ситуаций небесную благодать – farn. Древние иранцы однозначно предпочитали золото другим металлам. Сегодня на территории бывшего Советского Союза обнаружена небольшая серия не разграбленных могил «золотых людей», расшитых, в первую очередь, золотыми бляшками (рис. 30).

Рис. 30. Могилы «золотыхлюдей» кочевых и полукочевых народов: 1 – Аржан 2, Тува, VII в. дон.э., Эрмитаж; 2 – девушка-воин из кургана Иссык под Алматы, IV-III вв. до н.э. (по К.Алтынбекову); 3 – курганАрал-Тобе, Западный Казахстан, II-I вв. до н.э. (по К. Алтынбекову); 4 – Локоть 4,курган 7, Российский Алтай, V в. дон.э. (по П.И. Шульге).

Изображение

Что же касается некрополя Тилля-тепе (Афганистан), то, как показали мои 3-летние исследования полевой документации, большинство золотых аппликаций относилось не к одежде (самой роскошной в мировой археологии), а к особым погребальным покровам, и там нет сплошь покрытых золотом поверхностей, кроме вышивок на некоторых участках золотыми нитями (рис. 31-32).

Рис. 31. Некрополь Тилля-тепе,Афганистан, сер. I в. н.э. Костюм князя и его жен (реконструкции С.А.Яценко, 1984 г.).

Изображение

Рис. 32. НекропольТилля-тепе, Афганистан, сер. I в. н.э. Погребальные покровы князя и его жен(реконструкции С.А. Яценко, 1984 г.).

Изображение

Парадная одежда для коронации ахеменидского царя обязательно покрывалась золотыми аппликациями (Curt. 4.21-23), и даже 10 000 телохранителей царя должны были украшать одежду золотом (Her. 7.83). Важную часть костюма аристократов c VII в. до н.э. составляли массивные золотые аксессуары (рис. 33), подчас со вставками минералов синего/зеленого цветов (рис. 34), а со II-III вв. н.э. – обычно красных (рис. 35).

Рис. 33. Массивные золотыеизделия: 1 – ахеменидские браслеты из Вани, Грузия (Goldschmiedkunst1986); 2 – греко-скифская пектораль из Толстой Могилы; 3 –греко-скифский гребень из кургана Солоха; 4 – застежка (пояса или халата) изСибирской коллекции Петра I (2-4 – Im Zeichen2007).

Изображение

Рис. 34. Золотые аксессуарыкостюма со вставками минералов синего/зеленого цветов (бирюза), VII в. до н.э. – I в. н.э.: 1 – пояснаяпряжка, Южная Сибирь (по М. Завитухиной); 2 – серьга, Каргалы, ВосточныйКазахстан, усуни (по К.М. Байпакову, Т.В. Савельевой); 3 – аппликации одежды,Чиликты, Восточный Казахстан, саки (по З. Самашеву); 4 – поясная пряжка, кургану Мехзавода, Ростов-на-Дону, ранние аланы (по Е. Яхно, А. Гусевой); 5 – браслет,дачи, курган 1 у г. Азов, ранние аланы (по Т.А. Габуеву).

Изображение

Рис. 35. Золотые аксессуарыкостюма со вставками минералов красного цвета (сердолик, гранат): 1 – диадема,курган Хохлач, г. Новочеркасск, ранние аланы (по Е.Ф. Корольковой); 2 – пояс,Уреки, Грузия (Goldschmiedkunst 1986); 3 – накладнаяпластина, Иран (Висбаден) (по R. Ghirshman); 4 – пояс,Алтынасар, Южный Казахстан, джетыасарская культура (по Е. Яхно, А. Гусевой).

Изображение

Известны и текстиль желтого цвета, и ткани, расшитые золотым нитями («фригийское искусство») (рис. 36), позолоченное дерево, имитирующее металл у населения пазырыкской культуры (рис. 37) и позолоченная кожа, которая была популярна у раннесредневековых аланов Северного Кавказа. Несомненно, в ряде случаев желтый текстиль и поверхности, покрытые настоящим золотом, могли сочетаться. Однако археологический текстиль, который сегодня визуально воспринимается как желтый, первоначально обычно был белым.

Рис. 36. Костюм с вышивкойзолотом: 1 – Песчаный, курган 10, сарматы-сираки (реконструкция С.А. Яценко,рис. Е.В. Уздениковой); 2 – римская вышивка на подоле женского платья, СоколоваМогила, I в. н.э., Одесская обл. (по А.К. Елкиной); 3, 4 – персыэпохи Ахеменидов, мозаика со сценой битвы при Иссе из Помпей, глазурованная реплика,Эрмитаж (по А.А. Трофимовой).

Изображение

Рис. 37. Золоченые имитации металла, женские головныеуборы пазырыкской культуры (реконструкции Д. Позднякова): 1 – Верх-Кальджин2, курган (по Н.В. Полосьмак); 2 – Ак-Алаха, курган 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л.Барковой).

Изображение

Особый символизм трех названных цветов приводился к тому, что у многих иранских народов в разные эпохи основным для костюма было сочетание красного и белого (рис. 38), реже – сочетание красного и желтого. В империи Ахеменидов белый и красный могли противопоставляться как два цвета претендентов на власть (Plut. Artax. 11), подобно ситуации в средневековой Англии XVв. и в гражданской войне в России. Белая полоса присутствовала на красном (пурпурном) фоне в на диадеме и рубахе ахеменидского «царя царей» (Curt. Alex. 6.6.4; Xen. Kyr. 8.3.13). Сочетание белого с красным – любимое у кушан и персов сасанидского времени, оно популярно в костюме пазырыкской культуры и саков Хотана.


Рис. 38. Сочетание красного и белого в одежде: 1, 6 – женские рубаха и высокиевойлочные сапоги из кургана 1, Ак-Алаха 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 2– правитель на оссуарии из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 3 – кушанскийкафтан из могильника Иньпань, Синьцзян (по Li Wenying); 4 – послы Чаганиана(Тохаристан) на верблюде, Самарканд (по Л.И. Альбауму); 5 – портретхорезмийского царя из дворца в Казаклы-яткан (по В. Ягодин, A. Betts).

Изображение

Еще одно популярное сочетание цветов ахеменидо-скифской эпохи - красного с синим. Оно преобладает и в верхней плечевой одежде поздней Парфии. В Центральной Азии одежда и витые шнурки, сочетающие эти два цвета, явно имели магические защитные функции: в Загунлуке ими перевязывают погребальные пелены трупов или связывают руки умерших (рис. 39, 3-4).

Рис. 39. Сочетание красногои синего: 1-2 – Пазырык, курганы5 и 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 3-4 – Загунлук,могилы 1 и 2, Синьцзян (по R. Ahmat, Hes Duxiu).

Изображение

Еще недавно в тех районах Центральной Азии, в религии которых сохранялись элементы наследия иранцев (Саяны и север Алтая) считалось, что ленты из перевитых ниток этих двух цветов отпугивают демонов и что они связаны с жизненной силой человека. В ахеменидском Иране мы часто видим красную одежду с голубой или синей каймой. Если в ювелирных изделиях иранских народов и зависимых от них соседей сочетаются минералы нескольких цветов, то это тоже всегда синий/зеленый и красный (рис. 40).

Рис. 40. Ювелирныеукрашения на территории Персидской империи и ираноязычных этносов со вставкамиминералов синего/зеленого и красного цветов: 1 – пряжки,Армазис-Хеви, Грузия (Goldschmiedkunst1986); 2 – поясная пряжка, Южная Сибирь, Эрмитаж (по М. Завитухиной); 3 – сасанидский пояс, коллекция PattiCadby Birch (Украшения Востока 1999).

Изображение

Для ахеменидо-скифского времени отмечается попадание персидского текстиля в различные регионы иранского мира. Престижный текстиль Персидской империи – это, в первую очередь, пурпур, полосатые ткани (в том числе – из нескольких однотонных персидских: рис. 41) и различные ткани, окрашенные в другие оттенки красного.

Рис. 41. Полосатые ткани вкостюме скифо-ахеменидской эпохи: 1 – юбка, курган 2 в Пазырыке (по Е.Г.Царевой); 2 – штаны (сверху вниз) персов, ранних скифов, «классических» скифов(по С.А. Яценко); 3 – персидский воин, храм Афайя с острова Эгина, Мюнхен(реконструкция V. Brinkmann, фото С.А. Яценко

Изображение

Интересно, что как в Скифии, так и в пазырыкской культуре неоднократно встречено редкое сочетание красного и ярко-зеленого цвета (рис. 42), которое не типично для Ирана, но, возможно, также было принесено оттуда.

Рис. 42. Сочетание красногос зеленым: 1 – скифский курган Чертомлык(по А.Ю. Алексееву); 2 – Так-и Бустан, Иран (по M. Riazi);3 – халат-kandys из кургана у Катанды, 1865 г., пазырыкская культура(реконструкция Е. Видоновой).

Изображение

Длительная популярность полосатых тканей, скорее всего, связана с магическим восприятием такого орнамента. Вероятно, в нем видели семантический эквивалент изготовления особой магической защитной одежды для маленьких детей и больных и множества полосок из разноцветных кусков, получаемых из семей, считавшихся счастливыми (Яценко 2006, с. 349)

Рис. 43. Магическаязащитная одежда из разноцветных кусков, Иран (по M.P. Chitaz).

Изображение

Полихромные ткани не типичны для костюма иранцев лишь в парфяно-сарматское время (III-II вв. до н.э. – II-III вв. н.э.) (сарматы, кушаны, хорезмийцы). Вероятно, это результат влияния греческой эстетики после завоевания Александром Македонским Ирана и Средней Азии.

К сожалению, у нас нет никаких документальных свидетельств восприятия в доисламском иранском мире зеленого цвета. В раннее время чисто зеленые одежды почти отсутствуют. Но и с I-III вв. они тоже носились редко.

Рис. 44. Зеленый цвет: 1 – рубаха перса эпохи Ахеменидов вмозаике со сценой битвы при Иссе, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А.Трофимовой); 2 – рубахаперса эпохи Ахеменидов на скульптурном сосуде из Павловского кургана, Эрмитаж (по А.А.Трофимовой, Е.Н. Ходза); 3 –сасанидская живопись в Кухи Ходжа, Систан (по R. Ghirshman); 4 – «Иранскийбодхисатва» (бог-покровитель ткачества) на деревянной «иконке» изДандан-Уйлука, Хотан, VII в. (по M. Bussagli); 5 – волхвы из Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (по М.Н.Бутырскому); 6 – сасанидскийшелк, Париж (по R. Ghirshman); 7 – ахеменидскаяткань из кургана 4 в скифском могильнике Мамай Гора (по С.И. Андрух, Г.Н.Тощеву).

Изображение

Еще более важно, что ни один древний автор (греко-римский или китайский) не счел нужным упомянуть зеленый текстиль как значимый у иранских народов. Любопытно, что в доисламском Тохаристане зеленые ткани отсутствуют на изображениях знати, но обнаружены в могилах простолюдинов.

Только в конце VII-VII в. н.э. стали чаще стали встречаться одежды коричневого цвета, чаще – у лиц не самого высокого ранга.

Рис. 45. Коричневый цвет вкостюма китайских согдийцев 2-й пол. VI – VII вв. н.э.: 1 – деревянная фигурка предполагаемого согдийца из могилы 206, 1973 г. внекрополе Астана (Турфан, Синьцзян) (по Selected Treasures 2006); 2 – Ань Цзе развлекают танцами. Деталь гранитного погребального ложа Ань Цзе 579 г. н.э.,г. Сиань (An Jia 2003).

Изображение

Возможно, это объясняется влиянием могущественных ранних тюрков, поскольку в их рядовых могилах VII-VIII вв. на Алтае найдено много коричневого шелка. Судя по анализу красителей позднего согдийского текстиля VIII-IX вв. (кора грецкого ореха и граната) О.В. Орфинской (Орфинская 2001, с. 101), в большом числе найденного на Северном Кавказе, частое использование коричного цвета отчасти объясняется желанием удешевить производство многоцветных шелков. С I в. н.э. в Хорезме и у происходивших из соседних с ним районов кочевых племен Сарматии в мужской одежде стал популярен также черный цвет; он был основным в костюме целых кочевых племен (савдараты / меланхлены по Диону Хризостому: Orat. Borisph, II.48).



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Ср мар 14, 2012 2:44 Заголовок сообщения: Re: Цветовая символика на востоке 
Не в сети
Случайность

Зарегистрирован:
Сб янв 22, 2011 11:07
Сообщений: 5
Пункты репутации: 1

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Супер, мне эт иформация оч была нужна, спасибо)))))Просто клад)))


_________________
С уважением Оксана (Айла)

Правило размещения ссылок в подписи


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Список форумов » ~1000 и 1 ночь~ » Восток - дело тонкое


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

Вернуться в Восток - дело тонкое

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

SwiftBlue Theme created by BitByBit