Восточный танец, индийский танец, гавайский танец, трайбл, танец живота
 

 FAQFAQ     * Медали     ПоискПоиск    ПользователиПользователи  ВходВход  
   Регистрация Регистрация   Disclaimer  ПОРТАЛ






Список форумов » Другие танцы » Другие танцы


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
Сообщение Добавлено: Пн май 23, 2011 8:30 Заголовок сообщения: Фламенко как культурно-историческое явление 
Не в сети
Случайность

Зарегистрирован:
Ср ноя 24, 2010 1:38
Сообщений: 23
Пункты репутации: 0

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Понятие

Фламенко – это явление, представляющее сложную культурную традицию, которая возникла благодаря взаимодействию арабской, андалузской, сефардской и цыганской культур. Несмотря на то, что фламенко считают частью культуры Испании в целом, фактически оно происходит из одного региона - Андалусия. Хотя и другие области, особенно Экстремадура и Мурсия, позже способствовали его развитию.
Как только фламенко начало зарождаться на юге, оно сразу стало отдельной субкультурой, которая сначала сосредоточилась на територии, известной как Нижняя Андалусия: Севилья, Кадис и часть Малаги, но вскоре распространилось и по всей Андалусии, объединяя и преобразовывая различные музыкальные формы. Поскольку популярность фламенко со временем достигла других регионов, различные местные испанские музыкальные традиции (напр. традиционная кастильская музыка) одновременно и влияли на формирование фламенко, и сами попадали под его влияние.

Короткий обзор

Значительная часть фактов о развитии фламенко утеряна для истории Испании. Ряд причин указывают на этот не достаток исторического наследия:

• Фламенко произошло из низших слоев андалузского общества, и поэтому его не признавали как форму искусства среди высшего и среднего классов.
• Тяжелые времена для народов, которые были частью культуры фламенко: мориски, цыгане и евреи, – все эти народы были гонимы.
• Цыгане были ключевой этнической группой, задействованной во фламенко, но они были безграмотными и имели устную культуру. Их народные песни передавались новым поколениям посредством многократных выступлений в узком кругу.
• Отсутствие интереса историков и музыковедов. «Фламенкологи» обычно не имели специального академического образования в областях истории или музыковеденья. Они полагались на ограниченное количество источников (в основном записи 19-го ст. фольклориста Демофолио и очерки иностранных путешественников). Ситуация начала меняться в 1980-х, корда фламенко постепенно начали вводить как дисциплину в музыкальных консерваториях.

Этимология


Происхождение слова «фламенко» окончательно не определено. Джордж Борроу употребляет слово flemenc [sic] как синоним к слову «цыган».
Блас Инфанте в своей книге «Корни фламенко и секрет канте хондо» (Orígenes de los Flamencos y Secreto del Cante Jondo) утверждает, что слово «фламенко» происходит от испано-арабского fellahmengu, которое после мавританського правления означало «изгнанный крестьянин». Инфанте относит термин к этническим жителям Андалусии мусульман ской веры, морискам, которые ассимилировались с вновь прибывшими цыганами, чтобы избежать религиозное преследование. Остальные гипотезы относительно этимологии слова «фламенко» связывают его значение с Фландрией («фламенко» по-испански также означает «фламандский язык»). Некоторые считают, что Фландрия – это родина цыган. Также «фламенко» относят к слову flamante («страстный», как исполнители фламенко) или «фламинго».

Историческое влияние

Для полного представления о возможных влияниях, которые дали нчало фламенко, необходимо обратить внимание на давнее культурное и музикальное наследие Пиренейского полуострова. Задолго до мавританського вторжения в 711 году вест-готская Испания обрела свою собственную литургическую музыкальную форму – вест-готский или мосарабский обряд, на который сильно повиляла Византия. Мосарабский обряд выдержал Григорианскую Реформу и Мавританское вторжение и существовал еще до 10-11 ст. Некоторые теории, которые предложил испанский музыкант Мануель де Фaллья (Manuel de Falla) связывают мелизматические формы и присутствие дорийского лада во фламенко с продолжительным существованием этого католического обряда. Но из-за вида нотных записей, в которых были задокументированы мосарабские распевы, невозможно определить, подобно чему эта музика звучала на самом деле. Таким образом, теория остается не доказанной.

Слова «Мавр» и «мусульманин» имеют разные значения. «Мавр» происходит от латинского mauroi, что означает «обитатель Северной Африки». Карфагеняне, например, пришли из Северной Африки. Мавританское влияние на полуостров берет свое начало тысячи лет назад: в 711 году произошло исламское вторжение (в основном берберских армий), которое определило основное музыкальное влияние Северной Африки. Берберы называли Иберийский полуостров Al-Andalus, от чего и происходит слово «Андалусия». Кордовский эмират, а позднее Халифат стал центром культурного влияния и в мусульманском, и христианском окружениях, привлекая музыкантов всех исламских стран. Одним из тех музыкантов был Зирьяб (Zyriab). Он привез персидские музыкальные формы, изменил форму и технику исполнения лютневой музыки, добавляя к ней 5-ю струну (которая несколькими столетиями позже эволюционировала в виуэлу, а затем – гитару), а также заложил фундамент для андалузской нубийской музыки – стиль, который до сих пор исполняется в странах Северной Африки.

Присутствие мавров было также решающим в формировании культурной разнородности Испании. Из-за необычайной продолжительности Реконкисты (началась на севере в 722 году и закончилась в 1492 завоеванием Гранады) степень мавританского влияния на культуру, обычаи и даже язык значительно разнится между севером и югом. И в то время, как музыка на севере полуострова была под чистейшим кельтским влиянием, музыка южной части безусловно была отголоском восточного влияния. До какой степени это восточное наполнение обязано маврам, евреям и мосарабскому обряду (с его византийскими корнями) или цыганам четко не определено.

Во время Реконкисты в Аль-Андалус присутствовало еще одно культурное влияние, представленное еврейским народом. Наслаждаясь относительной религиозной и этнической толерантностью (по сравнению с христианскими странами), они образовали значимую этническую группу со своими традициями, обрядами и музыкой, и, возможно, укрепили средне-восточную составляющую в культуре Андалусии. Некоторые стили фламенко (например, петенеру) считают стилями исконно еврейского происхождения.
Андалусия после Реконкисты: социальная среда и развитие музыки фламенко

В 15 ст. произошла небольшая революция в культуре и обществе южной Испании. Необходимо отметить следующие основные исторические этапы, которые стали предпосылками для развития фламенко: прибытие кочевых цыган на Иберийский полуостров в 1425 году, завоевание Гранады, изгнание евреев и открытие Америки – все в 1492 году.

В 13 ст. Кастильская корона уже завоевала большую часть Андалусии. Несмотря на то, что кастильские короли вели политику вторичного заселения новозахваченных земель христианами, часть мусульманского населения осталась на этой территории как религиозно-этнические меньшинства, которых называли мудехары (mudéjares).

Гранада, последняя мусульманская цитадель на Иберийском полуострове, пала в 1492 году, когда армии католического монарха Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской вторглись в город после 800-летнего мусульманского правления. Гранадское соглашение гарантировало религиозную толерантность и это способствовало мирному отступлению мавров. Спустя несколько месяцев, Испанская инквизиция, пользуясь своим влиянием, убеждает Фердинанда и Изабеллу, которые были политическими союзниками римско-католической церкви, расторгнуть соглашение и заставить евреев либо обратиться в христианство, либо покинуть Испанию. 31 марта 1492 года был издан Декрет Альхамбра, который гласил об изгнании всех евреев, не обратившихся в христианство, до 31 июля 1492 года на основании того, что евреи якобы пытались обратить часть христианского населения в иудаизм. Некоторые согласились принять католическую веру, при этом тайно практиковали свое прежнее вероисповедание. По этой причине они находились под строгим наблюдением испанской инквизиции, а обвинения в ложном религиозном обращении часто вели к пыткам и смерти.

В 1499 году около 50 000 морисков принудительно приняли участи е массовом крещении. Во время последовавшего восстания те, которые отказались от крещения или депортации в Африку были систематично уничтожены. Как следствие, началась массовая эмиграция мусульман, сефардских евреев и цыган из Гранады и окрестностей в горный регион Сьерра-Невада. На протяжении 16 ст. мориски несколько раз восставали, но были подавлены и окончательно изгнаны из Испании в начале 17 ст.

Захват Андалусии подразумевал активное проникновение кастильской культуры, что безусловно отразилось на музыке и фольклоре. Изгнание сефардских евреев и морисков привело к ослаблению средне-восточного влияния на культуру Андалусии. Но в 15 ст. на Пиренейском полуострове поселилась народность рома (цыгане), известные как хитанос. Сначала к ним относились с толерантностью. Испанской знати нравилась их музыка и танцы, и их часто нанимали увеселять гостей. Но цыгане поддерживали связь (по крайней мере географическую) с морисками до их изгнания (это объясняет тот общеизвестный факт, что замбра (один из стилей фламенко) цыган из Гранады, которую и до сих пор исполняют, происходит от народной мавританской замбры). "Цыгане не привезли фламенко в Испанию. До сих пор не удалось найти следов фламенко в странах, через которые они прошли. Но не существовало фламенко на территории Нижней Андалусии и до того, как его стали исполнять цыгане. Фламенко родилось в Севилье, Хересе, Кадисе, - именно там, где цыганское население было наиболее многочисленным", А.А. Кабальеро (1928).

Конфликт между цыганами и испанцами станет очевидным в конце столетия. Веками испанская монархия пыталась заставить цыган отказаться от их языка, традиций и музыки. Во время Реконкисты толерантность по отношению к цыганам прошла, и их переместили в гетто. Эта изоляция помогала сохранять чистоту их музыки и танцев. В 1782 был издан «Указ о терпимости», который возобновил некоторые свободы испанским цыганам. Их музыка и танцы были заново представлены и адоптированы населением Испании. И все же кочевые цыгане считались социальными отщепенцами и во многих случаях были жертвами преследований. Это отражено в стихах многих стилей фламенко, напимер в сигирии, где часто повествуется о голоде, тюрьме и дискриминации.
XVIII век

В эти времена развивалась хуэрга (juerga) – праздник фламенко. Это больше, чем просто вечеринка, на которой исполнялось фламенко. Хуэрга иногда была платной, иногда бесплатной, могла длиться днями и имела свой внутренний этикет с целой системой музыкальных и социальных правил.
Поворотный момент в развитии фламенко связан с изменением музыкальных инструментов. В конце 18 ст. гитара становится 6-струнной с одинарными струнами, что заменило 5-струнную гитару с двойными струнами. Это именно та гитара, с которой сейчас неразрывно связано фламенко.


Развитие фламенко


В конце 18 – в середине 19 ст. фламенко обрело ряд уникальных качеств, которые отделили его от местной народной музыки и заложили путь к высоко профессиональной и технически сложной форме исполнения. Появилось разделение стилей фламенко, и началась популяризация жанра за пределами Андалусии.

Впервые фламенко упоминается в литературе в 1774 году, в книге Cartas Marruecas, Хосе Кадальсо (José Cadalso). В то время, согласно некоторым авторам, о фламенко почти не писали, за исключением нескольких неясных заметок, сделанных путешественниками. Из-за этого такие фламенкологи, как Молина и Маирена назвали 1780-1850 гг. «герметическим периодом». Согласно их записям, фламенко в те времена было чем-то похожим на частный ритуал, секретно охраняемый в цыганских домах в Севилье, Кадисе и окрестностях. Но эта теория начала терять свою значимость в 1990-х. Хосе Блас Вега (José Blas Vega) отрицал отсутствие записей о фламенко в тот период.

Существует разногласие о том, сопровождалось ли изначально фламенко игрой на каком-либо музыкальном инструменте или нет. В традиционной фламенкологии, фламенко начиналось с пения (cante) без аккомпанемента. Позже пение сопровождалось гитарой фламенко (toque), ритмическими ударами ладоней (palmas), ритмическими ударами ног (zapateado) и танцем (baile). Позже стали утверждать, что эта теория ложная. В то время как некоторые формы канте исполнялись акапелло (a palo seco), другие формы исполнялись с аккомпанементом, если инструменты были доступны. Писатель 19 ст. Эстебанес Кальдерон (Estébanez Calderón) уже описывает фиесту фламенко, где пение сопровождалось не только гитарой, но и бандуррией, и тамбурином.

Золотой век

На протяжении так называемого «Золотого века фламенко», 1869-1910 гг. музыка фламенко стремительно развивалась в музыкальных кафе, известных как «кафе кантенте» (café cantante) – новое место проведения платных публичных выступлений фламенко. В этих кафе фламенко обрело свою характерную форму исполнения. Танцоры фламенко стали основным привлекающим звеном публики в кафе. Вместе с развитием танца фламенко, гитаристы фламенко, поддерживая байле, также завоевывали себе репутацию, – и так гитара фламенко начала существовать как отдельная форма искусства. Самым важным и выдающимся исполнителем этого периода развития фламенко был Сильверио Франконетти (Silverio Franconetti), моряк итальянского происхождения, не имеющий цыганских корней. Он считается первым «энциклопедическим» певцом, который был талантлив в исполнеии всех стилей фламенко (palos), а не только некоторых, как было принято в те времена. Он открыл свое собственное кафе, где пел сам или приглашал других исполнителей. Много подобных заведений было открыто в Андалусии и по всей Испании в те времена.
Традиционные мнения относительного этого периода в истории фламенко склонны обвинять его в том, что это было началом превращения фламенко в коммерческий проект. До этого толпой на обычной фиесте фламенко считалось, если пришло больше, чем 20 человек. Более того, не было никакой точной информации о том, когда фиеста начнется и когда закончится, и не было никаких гарантий, что лучший исполнитель выступит хорошо. И если все же они будут выступать, это могло произойти не раньше утра, после вечера, когда собственно фиеста уже началась. Напротив же, кафе кантанте предлагало четко утвержденные выступления с конкретной программой и лучшими артистами. Для некоторых такая профессионализация вела к коммерческой деятельности, в то время, как для других это стимулировало к здоровому соревнованию и как следствие развивало творческий процесс, улучшало технику исполнения и повышало профессионализм. Более того, традиционные жанры фламенко были созданы или развиты именно в тот период. Происхождение некоторых жанров приписывают к таким исполнителям «Золотого века», как El Loco Mateo, El Nitri, Rojo el Alpargatero, Enrique el Mellizo, Paquirri El Guanté, La Serneta и др. Некоторые из них были профессионалами, некоторые выступали только на закрытых вечеринках, но их песни учили и прославляли другие профессиональные исполнители.

В XIX веке фламенко становится популярным во всей Европе и даже России. Композиторы писали музыку и оперы для того, что они считали в то время фламенко-цыганской тематикой. Любой путешественник, приехавший в Испанию «должен» был увидеть цыгана, исполняющего фламенко. Испания стала ассоциироваться с фламенко. Развитие фламенко гармонировало с этим периодом, т.к. в то время вся Европа интересовалась различным фольклором.

В 1922 году писатель Федерико Гарсиа Лорка и композитор Мануэль де Фалья (Manuel de Falla), организовали конкурс (Concurso de Cante Jondo), посвященный особенному пению фламенко – канте хондо (cante jondo). Они сделали это с целью вернуть интерес к некоторым стилям фламенко, которые начали забывать, т.к. считались некоммерческими, и поэтому не подходили для исполнения в кафе кантанте. Две из важнейших поэтических работ Лорки Poema del Cante Jondo and Romancero Gitano, демонстрируют любовь Лорки к фламенко и к испанской народной культуре. Тем не менее, его инициатива не имела большого успеха. Производные фанданго и других подобных стилей были более популярными, в то время, как более сложные стили: сигирия (siguiriya) и особенно тона (toná) исполнялись только на закрытых вечеринках.


«Театральный» период: 1892-1956 гг.


Этап после конкурса канте хондо в 1922 известен как «Театральный период» (Etapa teatral) или «Опера фламенко» (Ópera flamenco). Название «Опера фламенко» было дано из-за традиции, начатой импресарио Бедринес (Vedrines). Он называл подобные шоу оперой, т.к. оперные выступления облагались меньшим налогом. Кафе кантанте вошли в эпоху декаданса и постепенно были заменены бóльшими местами проведения шоу – театрами и аренами для боя быков. Это привело к резкой популяризации фламенко, но согласно традиционным критикам, искусство фламенко стало жертвой коммерции и экономических интересов. Новые формы фламенко-шоу взяли свое начало именно в этот переод. Фламенко смешивалось с музыкой других жанров и театральными интерлюдиями.

Популярными жанрами в то время были фандангос персоналес (fandangos personales), канте de ida y vuelta (песни латино-американского происхождения) и булерия (bulería). Fandangos personales были основаны на традиционном фанданго дэ Уэльва (fandango de Huelva) со свободным ритмом (cante libre) и различными вариациями. Песни в жанре булериа (сanción por bulerías) адаптировали любую популярную песню к ритму булерии. Этот период также дал рождение такому жанру как «андалузский куплет» (copla andaluza), также известным как «испанская песня» (canción española) – тип баллады, сформированный под влиянием сарсуэлы (zarzuela), андалузских фольклорных песен и фламенко, часто сопровождаемой оркестром. Этот жанр был очень популярным и исполнялся как артистами фламенко, так и другими певцами.

Ведущим артистом того периода был Пепе Марчена (Pepe Marchena). Многие исполнители классического фламенко, которые выросли вместе с кафе кантанте, были забыты. Некоторые, как например, Томас Павон (Tomás Pavón) или Аурелио Сейес (Aurelio Sellés) находили убежище за счет частных вечеринок. Основная часть адаптировалась к новым вкусам, хотя и не отступила окончательно. Такие исполнители, как La Niña de los Peines, Manolo Caracol, Manuel Vallejo, El Carbonerillo принимали участие в массовых фламенко-шоу, но и продолжали петь старые стили, при этом включая в свой репертуар новые формы.

Традиционно критики описывают этот период как абсолютную деградацию искусства фламенко и его коммерциализацию. Альварес Кабайеро считал, что «опера фламенко» стала периодом «диктаторства», в котором фандангос персоналес и андалузская копла практически способствовали исчезновению традиционного фламенко. Другие критики считали такую точку зрения достаточно предвзятой. Известные фигуры традиционного канте, такие как: La Niña de los Peines или Manolo Caracol имели огромный успех в то время, а сигирия и солеа даже исполнялись такими представительными певцами «оперы фламенко», как Marchena или Valderrama.

Наше время


Сейчас же интерес к фламенко и популярность этого искусства имеет международный масштаб. Практичеси в каждой стране есть танцевальные школы фламенко. В 2010 году фламенко включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Организация объявила о сохранении нематериальных объектов культурного наследия (наряду с историческими памятниками и природными объектами), и, выдержав конкурс, искусство фламенко закрепило статус мирового достояния.

Автор статьи - Елена Пяткина, руководитель и хореограф студии танца "Улица фламенко" http://www.piatkina.com



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн май 23, 2011 1:58 Заголовок сообщения: Re: Фламенко как культурно-историческое явление 
Не в сети
Общительность

Зарегистрирован:
Вс янв 24, 2010 10:11
Сообщений: 251
Пункты репутации: 4

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Очень интересная статья:) обожаю фламенко!



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Пн май 23, 2011 9:54 Заголовок сообщения: Re: Фламенко как культурно-историческое явление 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Ср мар 09, 2005 12:39
Сообщений: 10138
Откуда: Украина, Киев
Медали: 25
За 3000 сообщений (1) За актуальную тему (15) За интересную тему (4)
За модерацию (1) За тему недели (2) За развитие форума (1)
За грамотные и полезные сообщения (1)
Пункты репутации: 170

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Да! Согласна! Очень интересный танец! Четкий я бы сказала!


_________________
с уважением,
Кхалиси Магдалена
Администратор сайта о восточном танце raks.com.ua
Президент Киевского областного отделения Лиги Профессионалов Восточного Танца АСЭТУ
Организатор вечеринок "ПоRAKSуем"
Организатор Всеукраинского фестиваля восточного танца "Шамс Эль Маср"


Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Вс фев 05, 2012 3:42 Заголовок сообщения: Re: Фламенко как культурно-историческое явление 
Не в сети
Таинственность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пт май 06, 2011 11:25
Сообщений: 127
Откуда: Донецк
Пункты репутации: 13

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Мои любимые видео с фламенко






Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Сообщение Добавлено: Вс фев 05, 2012 3:47 Заголовок сообщения: Re: Фламенко как культурно-историческое явление 
Не в сети
Таинственность
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
Пт май 06, 2011 11:25
Сообщений: 127
Откуда: Донецк
Пункты репутации: 13

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации



Вернуться к началу
 
Профиль
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Список форумов » Другие танцы » Другие танцы


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

Вернуться в Другие танцы

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

SwiftBlue Theme created by BitByBit