Как Татьяна Федяева стала известной египетской танцовщицей Нур
Татьяна родилась в Москве и начала занятия хореографией и музыкой (класс фортепьяно) с 7 лет. Особенно ее увлекали народные танцы: узбекский, таджикский и азербайджанский.
Ее успехи заметил хореограф и познакомил с художественным руководителем узбекского ансамбля «Бахор» Кундуз Миркаримовой, которая приняла девочку на обучение солисткам ансамбля.
С 10 лет Татьяна начала выступления на профессиональной сцене, большей частью с восточными танцами.
В 11 лет судьба свела Татьяну с педагогом Риной Даял, в прошлом очень известной танцовщицей Северной Индии. У нее Татьяна изучала два классических стиля Бхаратнатьям и Катхак и четыре фольклорных.
Рина Даял стала для Татьяны примером того, как русская танцовщица добилась невероятной популярности в другой стране и настолько влилась в чужую культуру, что никто не воспринимал ее как иностранку.
В свободное от учёбы время Татьяна гастролировала по стране, исполняя в концертах сольные номера. В это же время начал раскрываться ее талант хореографа-постановщика.
В 13 лет, после жесткого отбора, она поступила в «Спутник» Моисеева, который стал для нее хорошей школой и кульминационным этапом в обучении хореографии и сценическому искусству.
В этом же возрасте Татьяна регулярно выступает с сольными концертами с индийскими, узбекскими и др. восточными танцами в сопровождении известного мастера художественного слова Николая Бурляева (из известной актерской династии).
Впервые с арабским танцем Татьяна познакомилась в фильме-концерте народной артистки УзССР Мамуры Эргашевой и этот танец очаровал её. (Первая видеокассета с танцем неизвестной ей арабской танцовщицы попала в руке Татьяне позже, уже лет в 13-14). Увидев танец и услышав музыку, Татьяна осознала насколько все это близко ее душе. Вдохновившись новым материалом и уже обладая пластикой тела и рук, выработанной занятиями узбекским танцем, и техникой бедер из индийского народного танца, она достаточно легко перешла к новому стилю.
В то время видео и аудио материалов по арабскому танцу в Москве было очень мало, поэтому Татьяна изобретала на базе своих умений многие движения. Это сыграло свою роль в формировании неподражаемого стиля и уникальной техники Татьяны Федяевой - Nour, впоследствии она с приятным удивлением обнаружила, что большинство движений, которые она делала по наитию, существуют в классическом арабском танце.
Ракс эль-шарки стал единственным и любимым танцевальным направлением для Татьяны. Этот танец, можно назвать полетом души, особенно, если воспринимать его как искусство, а не показ себя.
В 16 - 17 лет она создает свой собственный восточный ансамбль - фактически первый восточный балет в Москве. Этот коллектив работал от филармонии и других Государственных концертных организаций России.
Решение организационных вопросов с ансамблем отнимало очень много времени и Татьяна распустила ансамбль. Сама же она стала выезжать на гастроли за границу по контрактам в Иорданию, Арабские эмираты, Грецию, Шри-Ланку. Ее верным спутником во всех поездках была мама - Елена Борисовна. Татьяна уже к этому времени имела сценическое имя - Nour, что в переводе с арабского значит Свет.
В 1994 году она стала победительницей первого конкурса арабского танца в Москве.
Между контрактами Татьяна успела закончить в Москве экономический колледж.
Работая в арабских странах, Nour слышала много раз от артистов и менеджеров что ей лучше всего работать в Египте из-за ее прекрасных данных и серьезного отношения к танцу. Египет - центр арабской культуры и искусства, это своего рода "Голливуд", именно здесь танцовщица может по-настоящему развиваться в танце. И Татьяна отправилась в Каир.
«По приезде в Египет, конечно, восторги поутихли, потому что я столкнулась со многими проблемами местного шоу-бизнеса. Было очень нелегко, но в то же время, выходя на сцену, я получала такое душевное удовлетворение, что это компенсировало все. И, конечно, очень помогали родители. Бог послал мне встречу с моим будущим мужем, таким же фанатиком своего дела, Яссером - певцом из Сирии. Он помог мне преодолеть множество неприятностей и защитил от людской несправедливости, пожертвовав на время своей карьерой, поскольку век танцовщицы короток,» - вспоминает Татьяна.
С 1997 года Nour живет и работает в Каире. За это время она выступала во всех пяти-звездочных отелях Каира и Александрии, но основная концертная деятельность в Египте проходит на свадьбах. Свадьбы для египтян - ритуал. В зависимости от состоятельности семьи они приглашают на свадьбу одного или нескольких артистов - певцов и танцовщиц. Для танцовщицы работа на свадьбах более почетна, чем работа в ресторане или ночном клубе. Имя и популярность в основном зарабатываются на свадьбах, так как выступление артистов выдержано в концертном стиле.
Nour познакомилась с египетским педагогом - хореографом Ракией Хассан и благодаря этому три года подряд – в 2000-2002гг.- выступала на Каирском международном фестивале арабского танца, а также приняла участие в съемках обучающей видеокассеты мадам Ракии — volume 5. К сожалению, из-за закулисных интриг Нур отказалась выступать на Каирском фестивале 2003 года. На фестивале 2004 года организаторы сняли её с выступления на открытии фестиваля практически перед её выходом на сцену, но из-за уважения к тем, кто приехали ради неё, она всё-таки дала мастер-класс.
В настоящее время Nour известна и любима в Египте, она появляется на телевидении, дает интервью газетам и журналам, снимается в телесериалах и видеоклипах, участвует в благотворительных концертах. В 2005 году она поддержала новый каирский фестиваль «Nile Group», созданный ведущими педагогами Египта, участвует в Гала-шоу и даёт мастер-классы. Сейчас можно уже не стесняясь сказать, что Нур является одной из ведущих танцовщиц Египта.
«Сейчас я очень довольна своей жизнью в Египте и не чувствую никакого давления со стороны египтян, наоборот многие египтяне удивлены, узнав, что я не арабка, а русская» - говорит Татьяна.
В 2003 году Международная Ассоциация Артистов в лице Нур и Яссера Аль-Сувэйри подала иск в Суд Страны (Верховный суд Египта) на министра труда, так как он запретил выдачу документов на работу иностранным танцовщицам, таким образом запрещая им работать в стране. Суд длился около года, общественное мнение всего мира было на стороне Нур, и за две недели до объявления решения, министр труда сам отменил свой закон (
http://nour-orientaldance.com/biography ... /activity/ ) .
Таким образом, иностранки сейчас могут работать в Египте благодаря тому, что в трудный момент Нур не испугалась, не струсила, как многие другие, а решительно встала на защиту прав танцовщиц. И это при том, что она сама во время запрета продолжала работать, так как была оформлена на работу не как танцовщица ракс эль-шарки, а как "эстараадия"( эстрадная, сценическая танцовщица).
Нур, единственная из всех работавших в Египте танцовщиц, позволила себе с 2004 года, то есть тогда, когда для многих бизнес уже пошёл вниз, полностью оставить работу в регулярных точках - ресторанах, ночных клубах, - и работать только на свадьбах. Эта работа престижней, чем работа в ночном клубе или на нильском боте, лучше оплачивается, а главное - тебя видит масса людей, так как на некоторых свадьбах Нур было куда больше тысячи человек - сравните с самым большим ночным клубом.
В настоящее время Нур уделяет много внимания преподаванию и выступлениям за пределами Египта, много ездит по всему миру, а также организовывает в России Фестивали и обучающие сессии, даёт тематические мастер-классы, привозит в страну ведущих звёзд мирового беллиданса.
В 2009 году она возглавила только что созданный в России Первый Профессиональный Союз преподавателей и исполнителей искусств народов Востока, и собирается отдать много времени и усилий для его развития и роста.
Авторы
Карима (Екатерина Егорова)
Благодарственное Письмо от Росзарубежцентра при МИД Российской Федерации
11 декабря 2006 года на праздновании 40-летия Российского Культурного Центра в Каире Татьяне Федяевой - Nour было вручено Благодарственное Письмо, подписанное руководителем Российского Центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ(Росзарубежцентр) Э.В. Митрофановой.
Еще о Нур в Прессе:
С одной стороны, нет нужды представлять Нур беллидансерскому сообществу; с другой - те, кто младше, не знают, а те, кто старше, не всегда помнят, что успела Нур за довольно короткий срок совершить в ракс эль-шарки. Будем коротки:
В Египте и в мире:
Нур – признанная международная звезда ракс эль-шарки и педагог с мировым именем, преподававшая и выступавшая на египетском фестивале « Ахлян ва Сахлян» (2000, 2001,2002,2004 г.г.) и с момента организации в 2005 г.– на каирском Фестивале «Найл групп», а также на фестивалях беллиданса на всех континентах земного шара ( кроме Антарктиды, конечно))); в настоящее время она одна из организаторов нового звёздного фестиваля в Каире - CAIRO KHAN;
Нур – первая из россиянок стала звездой ракс эль-шарки в Египте, значительно потеснив египетских танцовщиц в наиболее престижном бизнесе – выступлении на свадьбах;
Нур привнесла на египетскую сцену табло «дабка», исполняя её с тростью (асая), и сделав его популярным в стране: все движения с тростью (асая), которые российские танцовщицы исполняют сейчас, можно увидеть на её видео 2000 года, и некоторые из них придуманы ею;
пользовалась огромной популярностью в Египте, а потом во всём мире беллиданса, как исполнительница танцев на песни великой Умм Кальсум;
Нур вернула в Египет соло табла (drum solo) как отдельный танец, в то время как египтянки к тому периоду почти перестали его исполнять, и прославилась этим;
в 2003 году Нур, совместно со своим будущим мужем Яссером Аль-Сувэйри, возглавлявшим Международную Ассоциацию артистов в Египте, подала в Суд Страны ( Конституционный суд Египта) иск к Министру труда, который запретил выдачу разрешений от своего министерства на работу иностранных танцовщиц, фактически запрещая им работать в стране. Суд длился около года, и после того как Яссер Аль-Сувэйри представил в суд доказательства незаконных действий министра, а также сильного давления пресссы, как египетской, так и мировой, за две недели до объявления решения министр труда сам изменил свой закон в отношении иностранных танцовщиц беллиданса.( подробности – здесь:
http://nour-orientaldance.com/biography ... /activity/ )
В России:
Ещё ребёнком Нур стояла у самых истоков беллиданса в нашей стране, естественно перейдя в новый танец после изучения различных стилей танцев Востока: узбекского, таджикского, азербаджанского и индийского – катхака, бхаратнатьяма и народных;
с 2001 года она первая стала проводить в России, в Москве полноценные мастер-классы по технике классического ракс-эль-шарки;
в 2006 году с целью более глубокого изучения ракс эль-шарки, она решила проводить тематические Курсы мастер-классов – названные ею «Обучающими сессиями», с непременным участием в них иностранных звёздных педагогов;
Нур познакомила Россию с танцем Халиджи, буквально влюбив танцовщиц в его женственную суть;
в 2006 году она в содружестве с Екатериной Егоровой ( Каримой) создала Фестиваль «Ассамблея», один из самых популярных в стране, а в мае 2010 года - с неоценимой помощью Яссера Аль-Сувэйри – первый в России Фестиваль под аккомпанемент настоящего египетского оркестра – «Тарик эль-Нуджум» - именно эти фестивали явили широкой публике много новых российских звёзд;
В 2012 году Нур создала "Nour Dance Academy"(Москва) с комплексным обучением;
На мастер – классах, видео и ДВД с танцами Нур обучалось уже не одно поколение российских и иностранных танцовщиц.
В заключение скажем, что Нур прекрасный педагог и хореограф, её ученицы танцуют на сценах России и мира, выигрывают Конкурсы арабского танца, а её постановки пользуются большой популярностью.
Нур является вдохновительницей и партнёром некоторых фестивалей как в России, так и за рубежом.
Продолжаю фотоэкспозицию, начатую на предыдущей странице:
Это Нур с почетной наградой от военного министерства Египта за участие в концертах для армии на самом высшем уровне.
У Нур есть несколько подобных наград, которые давали ей МИД России за развитие отношений между странами, Всеегипетская Ассоциация Ветеранов и Инвалидов - за благотворительные концерты и другие награды.
Вообще-то у нас ещё много чего дома лежит - в Египте, но сил и времени нет перерыть всё это...
Все мы знаем, что ЮНЕСКО - это часть Организации Объединённых Наций( ООН), которая занимается деятельностью в различных областях культуры и искусства. Например, именно с помощью Юнеско восстанавливается(реставрируется) большинство исторических памятников в Египте.
Есть в ЮНЕСКО и подразделение, занимающееся различными видами танца - Международный Совет Танца - CID ЮНЕСКО. Членство в этой организации - большая честь. Будучи членом CID ЮНЕСКО, вы будете в курсе различных мероприятий ЮНЕСКО и дружественных ей организаций, направленных на сохранение и развитие различных видов танцевального искусства, а также можете участвовать в них, в том числе в Генеральной Ассамблее этой организации. Это подразделение может само разыскивать новых кондидатов в члены CID, а также рассматривать и поступающие заявки на членство. При этом члены CID могут рекомендовать новых членов в эту организацию.
В слову, представителями CID ЮНЕСКО в нашей стране были Максимова и Васильев - ярчайшие представители советского балета, не увеличившие, однако, число членов CID в России.
Уже более двух лет CID ЮНЕСКО вёл переговоры с Татьяной Федяевой(Nour) по поводу её членства в этой организации, но в связи с большой её занятостью, потом родами и из-за чисто организационных моментов оформление членства долго откладывалось. Пока, наконец, в середине февраля этого года Татьяна- Nour и Яссер Аль-Сувэйри не встретились с д-ром Алкисом Рафтисом, Президентом CID ЮНЕСКО, находившимся несколько дней в Москве, о чём им любезно было сообщено Исполнительным Секретарём CID. Результатом встречи стало то, что членство Nour и Яссера Аль-Сэвейри в CID ЮНЕСКО было, наконец, официально оформлено.
Предложение, сделанное Татьяне Федяевой - Nour стать членом CID ЮНЕСКО и последущее оформление её членства говорит о международном признании вклада наших танцовщиц в развитие мировых танцевальных культур.
www.cid-unesco.org - официальный сайт CID ЮНЕСКО
Одни из последних видео выступлений Нур:
Nour (Egypt-Russia) performance with life band . 100% импровизация!
Germany . June 2015
360 Orient festival
http://www.youtube.com/watch?v=1jTT2Qq3fyENOUR Bellydance Star in China,Shanghai BDC !!! 2015
http://www.youtube.com/watch?v=KbzGg8Kn9242015/6/7 The Rhythm of Love Nour & Yasser Alswery in Taiwan
http://www.youtube.com/watch?v=WSGbEN-LKfo2015/6/7 The Rhythm of Love Nour in Taiwan
http://www.youtube.com/watch?v=UewC2dVpLRA"Nour Ala Nour" New Mejance Nour of Cairo 2013!
http://www.youtube.com/watch?v=FqwFwBNcf84NOUR and YASSER ALSWERY - International stars. Cairo, Egypt 2013
http://www.youtube.com/watch?v=1ridCOT_FZIДва выступления Нур, вошедших в историю bellydance!
Съемка для популярной телепрограммы Каира
Под лучистый голос Яссера Альсувейри (Каир, Египет)
http://www.youtube.com/watch?v=AFAtcHIAPO0Нур прославилась и полюбилась не только стилем и манерой танца, но и как законодатель мод как в Египте, так и во всем мире bellydance!
http://www.youtube.com/watch?v=7qCuwcX1MLQВот ещё три видеоролика на ТВ с участием Нур:
Репортаж о Конкурсе "Королева Ракс Эль-Шарки" ,который прошел перед Гала-концертом Фестиваля "Тарик эль-Нуджум" 16-го февраля
на международном канале RT ( Russia today)
http://arabic.rt.com/news_all_news/news/578918/А это ТВ с фестиваля в Новосибирске "Эль-фан эль-Араби" :
Канал 49 Новосибирск
http://www.tv49.ru/news/2012_02_24/jkksи объёмное интeрвью там же:
Интервью с танцовщицей, педагогом и вице-президентом международной ассоциации артистов в Египте Татьяной Федяевой в программе "Оранжевое утро" на 49 канале(Новосибирск)
http://www.tv49.ru/news/2012_02_27/8/ 26 февраля 2012г. фестиваль искусства арабского танца El Fan El Arabi г. Новосибирск ( вывешено организаторами Фестиваля)
Интервью порталу orientaldancer.net
You enjoy notoriety and fame now but, like every other star, had to break into the industry in Cairo. Can you tell us what that process was like for you?
1. Этот процесс протекал довольно быстро и успешно. Я поставила себе срок - полгода, если за это время я не сделаю хотя бы маленькое имя, то уеду.
Дело в том, что большинство иностранок приезжают в Египет одновременно учиться и работать, и постепенно поднимаются как в мастерстве, так и в местном шоубизнесе. Я же прибыла в Каир, несмотря на молодость, уже сложившейся танцовщицей, после контрактов в арабских странах, где работала под оркестр.
Я стала известной поначалу благодаря работе на пятизвездном корабле от "Marriot" - "Nail Maxim". Когда я пришла туда, там уже работали Asmahan (Аргетина) и Yasmina ( Великобритания), но корабль считался туристическим местом. Вскоре после моего прихода "Nail Maxim" стал активно посещаться египтянами, и мы - "Maxim" и я - как бы раскручивали друг друга. Это респектабельное семейное место, но в конце 2003 года, после нескольких лет работы, я оставила его.
Но по-настоящему известной я стала благодаря свадьбам, а не работе в ресторанах и ночных клубах. В Египте вечерние и ночные развлекательные заведения посещают в основном одни и те же люди, особенно в 5-извездных отелях. А свадьбы являются как бы срезом египетского общества,туда приглашаются все родственники новобрачных, иногда количество приглашенных достигает 1-2 тысяч. Ни один ресторан или ночной клуб не даст артисту такой аудитории. Если ты понравилась тебя приглашают на следующую свадьбу этой семьи или кого-то из гостей и идет цепная реакция. Горжусь тем, что для многих я стала "семейной танцовщицей".
Не всё, разумеется, проходило гладко: были ревность и зависть, были интриги.
Salome: I understand your husband Yasser is a singer. How did you meet and do you perform together?
2. Яссер приехал в Египет из Сирии по приглашению фирмы, с которой я начинала работать в Каире, на месяц раньше меня. Мы познакомились почти сразу, Яссер оказался хорошим другом и много мне помогал, т.к. работать с этой фирмой оказалось очень трудно.
Мы выступали вместе на трех фестивалях "Ahlan Wa Sahlan" в Каире 2000, 2001, 2002 годах. Танцовщице трудно найти действительно хорошего классического певца, и голос Яссера мне очень помог в этих выступлениях.
В 2000 году Яссер занял 2-е место на международном фестивале арабских певцов в Каире.
Мы сняли вместе видеоклип, в котором он пел, а я танцевала.
2 года назад у нас была свадьба в Каире.
Уже несколько лет Яссер мой продюссер, т.к. менеджерам местного шоубизнеса, исходя из собственного опыта, я не могу доверять. Но Яссер продолжает свою певческую карьеру.
Salome: It seems a common progression for Egyptian Oriental dancers to cross over into movies, singing and TV. Do you have any plans to follow suit and branch out in your career or are you content with pursing dance?
3. Меня довольно часто показывают в программах различных каналов ТВ. Конечно, это добавляет популярности.
Никаких планов по работе в кино у меня нет, хотя переодически меня приглашают на небольшие роли. Мне, как танцовщице, интересно и выгодно показать в кино свое искусство, но танцовщиц в египетском кинематографе показывают в основном в негативном свете, что, кстати, и формирует мнение общества. Я отказываюсь сниматься в таких ролях.Даже Suher Zaki не могут до сих пор простить исполнение отрицательных ролей в кино,что же в таком случае говорили бы обо мне?
Один раз я снялась в популярном сериале просто с танцем, в закрытом платье. И это все.
Salome: You once said that for a Belly dancer, the work at weddings is more honorable in Egypt than work in restaurants and nightclubs. Can you tell us a bit about your experiences performing at Egyptian weddings and what it means to you?
4. Египетские свадьбы в отелях - а я работаю только на таких - явление уникальное. Бальные залы отелей заказываются зарание, иногда за месяцы. Заказывается и обговаривается буфет (свадебный буфет), оформление зала, видео, DJ и артисты. Чем богаче свадьба, тем больше артистов и тем они дороже. Но люди среднего достатка и даже совсем небогатые тоже "выкладываются" на это торжество.
Однажды я работала в небольшом зале четырёхзвёздного отеля, где людям было буквально негде не то что сидеть, но и стоять. Это был средний класс, но у них выступило 6 артистов, в том числе 2 танцовщицы - Dina и я. По одежде видно достаток публики, иногда очень приятно, когда на свадьбе ты один артист, и артист для семьи новобрачных довольно дорогой.
Египетские свадьбы - это концерты. Если в ресторанах и ночных клубах во время программы публика жует и пьет, то на свадьбах артисты избавлены от опущенных в тарелки лиц, т.к. выступают до или после буфета.
Свадьбы для популярных артистов практически регулярная работа,причем работа престижная. Певцы и тацовщицы в данном случае выступают для целых семей-женщин, детей, мужчин, а не для одних мужчин с их подружками в ночных клубах. Свадьбы - это семейный бизнес. Даже танцовщицы с "Пирамид-стрит", вульгарные и полуодетые, на свадьбах выглядят и танцуют приличнее, чем в своих ночных клубах.
Обычно я работаю на свадьбах в 5-и и 4-ёхзвёздных отелях. Но в Каире и других городах Египта существует параллельная система клубных военных отелей по родам войск. В них действует система скидок как на буфет,так и на артистов.В большинстве этих отелей по 2-3 балрума. Лучшие отели приближаются по ценам к дорогим пятизвёздкам. Я работаю и в этой системе.
Salome: The ban on foreign Belly dancers in Egypt directly impacted you and created a lot of hot discussion among American dancers. What did you do during the ban, why do you think they passed the law and then withdrew it and do you think something like this will happen again?
5. Перед запретом иностранных bellydancers в Египте и во время запрета я активно выступала против этого не только в египетской, а также и в мировой печати. Давала интервью телевидению разных стран и международных агенств. Вместе с австралийской танцовщицей Caroline Evanoff и Ассоциацией Иностранных Артистов в Египте я подала в суд на министра труда страны. К сожалению, большинство иностранных танцовщиц побоялись поддержать нас. Но часть из них: Liza (Великобритания), дуэт "Shams and Amr" (Россия), Laila (США), Aida(Россия) участвовали вместе с нами в газетной компании. Активно выступала во французкой печати Ketty. Было очень приятно, что большинство египетской прессы поддержало наш протест, редко слышались голоса противной стороны.
К сожалению, часть иностранок, понадеявшись на связи или замужество с египтянином, не только не были с нами, но и откровенно ожидали, что все иностранки уедут из страны, а они останутся. Одна из них, бразилианка, не постеснялась заявить в интервью популярному журналу "Kalam el nas" N 543,10 октября 2003 года, что согласна с новым законом и все иностранки должны покинуть Египет. Но ни одно "доброе" дело не остается без воздаяния: несмотря на замужество с гражданином Египта отступница одна из первых была остановлена этим законом.
Должна заметить, что ко времени запрета уже более года я была не bellydancer, а эстрадная танцовщица, и этот запрет напрямую меня не касался. И не смотря на интриги некоторых египетских импрессарио,я практически не останавливалась ни на день.Постепенно и другие иностранки стали делать документы эстрадных танцовщиц.А перед Рамаданом министр труда отменил свой закон в части запрета на работу иностранных bellydancers в Египте.
Будут ли ещё преследовать иностранок, сказать не могу. Но точно не в ближайшем будущем. Кроме того, иностранные танцовщицы нужны Египту, т.к. против ожидания, в период запрета новых талантливых египетских танцовщиц не появилось, а некоторые, как Randa, ушли со сцены. А большинство иностранок работают в основном в туристических местах, бизнес которых сильно пострадал во время их вынужденной остановки.
С уважением, Nour.
Статьи в прессе
http://www.nour-orientaldance.com/autho ... article_9/Фестиваль 2001 года - здесь Нур сравнивают с легендарной артисткой Египта Сухейр Заки
Это одна из публикаций о Нур в светской свадебной хронике: это свадьба одного из сыновей старшего брата Президента -
Сами Мубарака , на нижнем фото он сам с племянниками, сыновьями брата