Здравствуйте, Eddalla!
мой опыт и преподавателя танцев, и психолога-ведущей групп говорит о следующем:
1. Преподаватель на замене может быть в разных "
статусах"
- специалист со стороны такого же уровня, что и основной преп.
- преп. со стороны с уровнем выше, чем у основного
- ученица "старшей" группы на замене у "младших"
- "свой среди своих" - занятие проводит ученица в своей же группе
В каждой из этих позиций есть свои сложности, требования и подводные камни. Понятно, что в любом случае элементарная этика - это
поддерживать авторитет отсутствующего преподавателя, особенно в спорных ситуациях (например, разное понимание выполнения элементов, когда появляется "А вот мы обычно делаем не так!"). Лучший выход из спорной ситуации - это сказать: "У данного элемента есть несколько вариантов выполнения, очень хорошо, что вы уже знаете этот. Давайте попробуем сделать это по-другому". Непрофессионально и неэтично - что-то вроде "Ну конечно, она у вас не такой опытный преподаватель, это неправильно, придется вас переучивать".
2. В случае замены, если в коллективе в данный момент переживается кризис взаимоотношений (надо смотреть по
групповой динамике), на "заменщика" может быть вымещена групповая агрессия - т.е. будут конфликты, придирки, игнорирование указаний и т.д. Ясно, что это уже крайности, но в мягких формах это бывает часто.
3. Замена - это своего рода "проверка" состояния не только группы, но и самого преподавателя. ОСобенно для преп-ля с низкой
самооценкой, сомнением в себе замена другим может быть пугающей, т.к. появляется страх: "А вдруг им больше понравится другой препод".
Поведение группы на замене может быть очень хорошим тестом на то, какая там
структура отношений, кто является лидером, анти-лидером, какие есть группировки. ОСобенно это полезно в ситуации назревающего или явного конфликта.
Хороший выход из этой ситуации - это, понятно, работать над самооценкой и над своей
психологической компетентностью именно как препода (а не исполнителя). Во-вторых - спрашивать
отзывы у группы после замены: как прошло занятие? что вам понравилось? в чем были сложности? если будет необходимость, приглашать ли этого заменщика или найти другого?
Прошу прощения за обилие терминов и в целом заумный стиль, я сегодня целый день статьи писала, немного увлеклась
Если будут еще вопросы по психологическим аспектам преподавания, ведения группы, групповым процессам в танцах - обращайтесь, с радостью помогу и поделюсь опытом и знаниями.
Кроме того, здесь на форуме есть раздел "вопросы психолога" в "школе танца", на котором я отвечаю.