Крючковатые пальцы, поднятые плечи - это прежде всего признак напряжения ученицы.
Обратите внимание на своих продвинутых учеников, когда начинаете давать им сложную, непривычную для их тела технику или связку: руки напряжены, взгляд отсутствующий, направленный на внутренние ощущения.
Поднятые плечи - характерный признак сильно отведенных назад локтей. Характерно для начинающих, когда они стремятся развернуть грудную клетку, но мышцы спины для постоянно удержания соответствующей осанки ещё слабые. И ученик работу мышц спины компенсирует сильным отведением локтей назад.
"Куриные крылышки" - это тоже признак слабой мускулатуры.
К сожалению, подобное расположение тело постепенно может войти в привычку, поэтому изначально следует стремиться избегать ситуаций переутомления учеников. Пока они только наращивают мышечную массу, развивают в себе способность видеть себя изнутри, надо периодически давать небольшие упражнения для снятия мышечного напряжения, чаще менять технику на близкую по выполнению, с последующим возвращением к изучаемой технике, если есть в этом необходимость.
Преподаватель всегда должен понимать, что происходит с учеником. Почему ученик вначале урока держит осанку, а со временем "скукоживается, обмякает и провисает".
Не всегда помогают объяснения причин.
У каждого преподавателя существуют свои приёмы решения подобных проблем.
Мои наблюдения и наработки.
1. Классические экзерсисы (в данном случае - рук) дают потрясающий результат.
В первый год преподавания я не давала классику. И меня приводили в отчаяние руки моих учеников. Всего 1 месяц экзерсисов (по 20 минут 1 раз в неделю) решил проблему рук.
2. С первых уроков надо начинать давать разминку для кистей рук (пальцы, запястья), для развития подвижности, гибкости и силы соответствующих мышц и сухожилий.
В серию упражнений с кистями следует постепенно вводить задания на развитие координации (вращение - волна разными руками и т.п.) Кстати, упражнения на развитие координации улучшаеют умственные способности человека до 30%.
3. Как можно раньше начать привязывать работу рук к любой изучаемой технике.
И в последующем разогрев и разминку любой части тела сопровождать работой рук.
Примерная схема привязки.
В разминку рук (первые уроки) даются несложные схемы: волны, змеевидные руки и т.п.
Дальше даётся техника для любой части тела (по плану обучения). Объясняется, отрабатывается, отработка завершается наложением работой рук, или определённым положение рук. Свободно болтающиеся руки недопустимы в любом случае.
Если техника подходит для разогрева, то в процессе разминки работа рук является обязательной.
На первых порах руки могут выглядеть коряво, двигаться неловко. Если вы недовольны получаемыми результатами, вам никто не мешает отдельно прорабатывать необходимые движения или положения рук в соответствующей разминке.
Кстати, разминка рук у меня идёт после разогрева мышц шеи, ног и плечевого отдела позвоночника.
На продвинутом уровне разминку рук отдельно я провожу только если есть необходимость (новые движения в танце, или перед работай с сагаттами, тростью). Разминка рук происходит одновременно с разминкой всего тела.
"Руки в движении" имеют одну выгоду.
Вы, как люди, постоянно имеющие физическую нагрузку, наверняка заметили, что мышцы меньше устают в движении, а в статике долго удержать их в идеальном положении сложно.
Так вот, ученики значительно быстрее осваивают правильное положение рук, когда последние в движении.
Ещё очевидный плюс - нарабатывается привычка движения тела сопровождать работой рук или же оформлять эффектным их расположением.
От вас, как от преподавателя, требуется разнообразить движения, возможно усложнять. Интересно нарабатывать фольклорные соответствия техники и рук.
4. Начать нарабатывать артистичность рук.
Хорошо начинать это делать в медленном темпе. Выбирать выразительную музыку, придумывать различные образы, ассоциации.
Начинать отработку в отдельной технике, вводить её в связку, в небольшой этюд.
Красивая работа рук, особенная широкие, объёмные, медленные движения, желательно связывать с дыханием. Дыхание наполняет и тело, и руки жизнью, осмысленностью. Некоторые учителя говорят об энергетике. Я тоже рассказываю о потоке энергии, но, увы, не все ученики обладают достаточно ярким воображением. Дыхание воспринимается реальней, вещественней.
5. Работа рук в постановке.
Для достижения соответствующего результата, мне порой приходится сначала тупо объяснить механику работу руки (рука в такой-то позе - делаете глубокий вдох, как после сна - на выдохе начинает двигаться локоть, за ним движется предплечье, медленно разгибаясь, как у надувной игрушки, которую надувают (ассоциация), - рука движется в направлении к зрителям всё время, пока вы выдыхаете, ваш взляд сопровождает вашу руку; - ваш выдох - это поток энергии, который вы сейчас посылаете зрителю с кончиков пальцев; - ваш взгляд сопровождает незримое тепло до самой цели, и когда оно коснулось зрителя, взгляните ему в глаза и еле заметно улыбнитесь.
Я пришла к выводу, что не всегда следует полагаться на интуицию или высокую чувствительность учеников. То, что они в данный момент не могут воспринять зрительно, они должны иметь возможность осознать логически, механически.
Что касается зажатости в теле.
Вильям Райх - основоположник данной теории - выделял 6 видов зажатости:
глаза,
рот (слишком сжата нижняя челюсть, рот постоянно закрыт),
шея,
грудь (широкие мышцы груди, лопаток, трапециевидная мышца и грудная мышца),
диафрагма (солнечное сплетение, внутренние органы, позвоночник в положении "стульчик", человеку трудно делать вдох),
живот (широкие мышцы живота, мышцы спины),
таз (все мышцы таза, нижние конечности).
Зная данную теорию, вы всегда можете знать, в чем заключаются проблемы того или иного ученика. Но если даже ваши познания распространяются не так глубоко, вас не должно это смущать. Достаточно знать, где эти зажатости находятся и для разминки подбирать подходящие упражнения, которые будут активизировать необходимые мышцы тела. Разрабатывая определённые мышцы, мы тем самым постепенно снимаем у человека внутренние блоки. Происходит влияние тела на эмоциональное состояние человека.
Именно об этот явлении пишет Sabuha
Sabuha писал(а):
Не совсем согласна с ТанитЛи. У меня долго были проблемы с руками. При этом эмоциональности у меня было хоть отбавляй. Но была внутренняя зажатость, комплексы по поводу того, что людям не понравлюсь такая, какая я есть. Проработав руки, изменились и мысли....